Пятница
29.03.2024
10:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Методика организации логопедических занятий »

Меню сайта
 

Темы форума

  • Добро пожаловать на форум!

  • Родительское собрание

  • Консультативный центр

  • Логопедическая пятиминутка


  • Методика организации логопедических занятий

     

    Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая организа­ция занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

    Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

    Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

    • сказочных сюжетов;

    • элементов фольклора;

    • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, при­ключений;

    • литературных персонажей;

    • известных и придуманных игр;

    • элементов сюжетно-дидактической игры;

    • сюжетных и пейзажных картин;

    • специально изготовленных пособий — рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    • настольно-печатных игр;

    • сюжетов и героев мультфильмов.

    При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

    Занятия лучше  строить на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Приключения Колобка» (звуки л, л'), «Наш гость Чипполино» (звук ч), «Три поросенка» (звуки н, н'); в других — герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л'); в третьих — вымышлен­ные герои сюжетов «Полет на звездолете» (звуки з, з'), «Путешествие в Голубую страну» (звук л), «Наш гость — иноплане­тянин» (звуки л, л'). В некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: «Путешествие звуков с, ш», «Как звук р к нам попал», «Похищение буквы в» (звуки в, в'). Иногда дети являются участниками миниспектаклей: «В горнице» (звук ц), «Почтальон Печкин принес посылку» (звук ч). В занятиях, построенных в игровой форме путешествий, поездок и экскурсий, — «Путешествие по Северу» (звуки л, л', р, р'), «Путешествие в Санкт-Петербург» (звуки р, р'), дети сами являются исполнителями, самостоятельно выбирают транспорт, маршрут, фантазируют «на привалах» и т.д. Эти занятия расширяют кругозор детей.

    Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

    • развитию всех компонентов речи;

    • формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

    • развитию познавательных процесов;

    • развитию творческих способностей детей;

    • воспитанию нравственно-эстетических чувств. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совер­шать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

     Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

    1) оргмомент;

    2) сообщение темы занятия;

    3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

    4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

    5) произношение звуков в словах;

    6) физминутка;

    7) работа над предложением;

    8) произношение звука в связной речи;

    9) обучение элементам грамоты;

    10) итог занятия.

    Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания;

    физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения;

    имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.

    Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.

    1. Первый этап занятия — организационный. Его цель — введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так-же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда — включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на тему «Похищение буквы в начинается с прочтения телеграммы: «Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: "Де_очки и маль­чики, меня похитила злая _едьма. С при_етом, _аша но_ая бук_а". Вы догадались, какую букву похитила ведьма? Выру­чим ее. Произносите звуки, которые эта буква обозначает. Пуц будет трудным. Я предлагаю потренироваться на велотренажеpax. (Дети имитируют езду.) Вижу, хватит сил у вас, чтобы выручить букву в».

    В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л') начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом.) Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветилось солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией.

    В третьем варианте используется психогимнастика. Это можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях гномы Гена я Гога» (звуки г, г'): «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (С гномами.) Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворч­ливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

    Элементы психофизической гимнастики используются, например, в оргмоменте занятия «Клад кота Леопольда» (звуки л, л' ) Дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как они бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображют спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и т.,,. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодоле­нию двигательной неловкости.

    2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей — участников занятия.

    Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

    Например, в занятии «Наши друзья — Домовой и Домовенок» (звуки д, д') тема занятия сообщается следующим образом:

    «Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах дом, домовой (Звук. д.) Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д'.

    В занятии «Поездка в Простоквашино» (звуки р, р') дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным, затем им говорят: «Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р, р'».

    На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Например, в занятии по сюжету «Полет в космос» (звуки с, с'): «Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (Солнце.) Скажите о нем ласково. (Солнышко сияет.) Какие звуки есть в этих словах? (Звуки с, с'.) Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космическое государство и повторим звуки с, с'».

    В занятии на тему «Три поросенка» (звуки н, н') сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе и Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н'».

    Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа — направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

    3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

    • уточняется артикуляция — положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    • показывается «профиль» звука на рисунке;

    • уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные);

    • находится образное сравнение звука (звукр — рычание тигра, звук ш — шелестящая листва, звук л' — весенняя капель);

    • звуки обозначаются цветовыми символами;

    • определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

     Так как характеристика звуков по артикуляционным и акустичесим признакам проходит по одному плану, то лишь в отдельных конспектах излагается часть этих заданий.

    В качестве частного примера можно привести последовательность решения указанных задач на занятии по сюжету «Три поросенка» (звуки н, н'). Вначале определяется, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, т.е. уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается сигнальное обозначение звуков и решается, в каком замке Звуко-буквенного города они будут жить. При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения:

    «Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам хотелось бы его нарисовать?»              

    4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания роизносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторя­ют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.                        :

    Для примера приведем фрагмент занятия «Путешествие звуков с, ш»: «Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы от­правимся вместе с ними, будем правильно произносить и учиться различать эти звуки. Подошли звуки с, ш к Красному замку. Какие звуки живут в нем? (Гласные.) Давайте их подружим. Звук с подружился со звуком а, какой слог получился? ( Аналогичное задание дается на сопоставление других сло­гов.) А сейчас послушайте, как слоги разговаривают между собой.

    са-ша-са-ша (здороваются), со-шо-со-шо  (удивляются), су-шу-су-шу  (сердятся), сы-ши-сы-ши  (мирятся), шо-со-шо-со   (прощаются).

    5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

    • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    , уточнение и расширение лексического запаса;

    • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

    • развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

    Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй — поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыс­лительные процессы и развивать память у детей. Этот вариант хорошо разработан в занятии «Путешествие по Северу» (звуки л, л', р, р').

    Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала — слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), — развивает звуковое чутье.

    Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и. то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками. Принцип обучения детей овладению предложно-падежным управлением и пониманию многозначности слов хорошо разработан в конспекте занятия «Прогулка в лесу» (звук л'). Речевые задания здесь хорошо сочетаются с развитием мелкой моторики.

    Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепу­танных слогов.

    Зрительная память и внимание хорошо развиваются в игра;

    «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел меж/и ними?», «Кто улетел?»

    Языковой анализ и синтез — это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся разные части задания — там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия ил упражнения по звуко-буквенному анализу и синтезу даются  заключительной части, например в занятии «В горнице» (звук ц) Но чаще всего задания включаются в начале, например в занятии «Путешествие по Северу» (звуки л, л', р, р').

    Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», со провождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

    6. Физминутка тесно связана с темой занятия и являете? как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки — это:

    • снять усталость и напряжение;

    • внести эмоциональный заряд;

    • совершенствовать общую моторику;

    • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

    При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему и предлагаются различные формы проведения физминутки. Это может быть подвижная игр;

    (занятие «Цыпленок Цып» — звук ц), имитация трудовых действий (занятие «Поездка на дачу» — звуки р, р'). Произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием (Ор-оо-ор, подметаем чисто двор; цо-цо-цо, ремонтируем крыль­цо и др.).

    Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Так, в занятии «У нас в гостях гномы Гога и Гена» (звуки г, г') слово грач является начальным в стихотворении, которое читается хо­ром с синхронной имитацией движений по смыслу («Грач ка­чался в гамаке, гуси — в волнах на реке...»).

    физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и др.).

    физминутки желательно проводить под музыку, связанную с темой занятий. Так, в занятии «Лесная школа» звучит песня «Чему учат в школе»; в занятии «Поездка в цирк» физминутка сопровождается песней «Цирк, цирк, цирк»; в занятии «Домашние животные» (звуки к, к') дети сами исполняют песню «Кошечка», «Лошадка», на других занятиях они поют песню «По малину в сад пойдем».

    7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. И во многих занятиях это работа над предложениями. Так, в занятиях «Полет в космос» (звуки с, с')«Путешествие в Голубую страну» (звук л) дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (абрикосовые сады, сосновый лес, березовая роща, голубое платье, голубое одеяло и т.д.). В занятии «Путешествие на воздушном шаре» (звуки с, ш, з, ж) предусмотрено задание на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка, пластмассовая солонка и т.д.) Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.

    Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

    На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

     • актуализация накопленного словаря;

    • формирование связности и четкости высказываний;

    • работа над предложением как средство развития мыслтельных процессов, в частности умозаключений;

    • анализ и синтез словесного состава предложения, как cpeдство предупреждения дисграфии.

    Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложение из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Например, «лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, си^ деть» (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе).    

    Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небылыцах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Приведем фрагмент такого занятия — «В гостях у Бабушки-Загадушки» (звуки с, с', з, з'): «Дайте быстро мне ответ — так бывает или нет? Наступила зима, расцвели подснежники. Осенью зацвели сады. На березе растет) земляника» и т.д. Этот же принцип заданий использован в занятии «Наши друзья — Домовой и Домовенок» (звуки д, д'), где дети исправляют «полезные» советы Домовенка: «Солите лягушек в кадушках. Гладьте белье сковородой. Жарьте дыню в ведре» и т.д.

    Дать самостоятельное умозаключение помогают такие вопро­сы, как: «Что вы будете делать, если найдете зимой на улице 1 замерзающего котенка?», «Что вы будете делать, если вашего братика (сестренку, маму) будет кто-то обижать?», «Что было бы, если бы исчезли все птицы и звери?» и другие.  

    Обязательным условием при выборе принципов и приемов :

    организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.  

    Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда.

    8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа — совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

    • развитие воображения и творческой фантазии;

    • развитие словотворчества;

    • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

    Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

    Методы основной и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями — диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). Например, в занятии «Поросята Пик, Пак и Пок у нас в гостях» (звуки п, п') использован насыщенный восклица­тельными интонациями диалог двух попугаев; а в занятии «Как Женя и Даша искали Пушка и Джека» (звуки ш, ж) диалог насыщен вопросительными интонациями.

    Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы. Вот фрагмент совместного творчества логопеда и детей на занятии «Наши гости игрушки» (звуки ч, т'):

    Обезьяна... (Чи-чи-чи) Продавала... (кирпичи). Побежал тут к ней... (зайчонок):

    — Не продашь ли «кирпичонок»?

    Просодия — система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

     Развитию связной речи способствует запла

    Форма входа

    Наша кнопочка

    Друзья сайта

    Друзья нашего сайта
    Любимые Карапузики и их Мамочки Ресурс для женщин и мужчин Хозяйка.ру - Сайт православной хозяйки. Большая коллекция рецептов, творческих идей для вашего дома. Православные традиции, воспитание детей. Детский портал «СОЛНЫШКО» FILIPOK.RU - Развивающие игры и игрушки

    Кто на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Статистика


    Copyright MyCorp © 2024
    Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы
    Goon
    каталог