Устранение
анатомических дефектов органов артикуляции При наличии существенных
дефектов в строении речевого аппарата подготовительная работа обычно проводится
в двух направлениях:
1. Принимаются меры по
устранению самого анатомического дефекта. Например, при очень короткой уздечке
языка, не позволяющей ему подниматься вверх, постановка звука Р возможна лишь
после её подрезания. Точно так же преодоление межзубного произнесения свистящих
звуков чаще всего оказывается возможным лишь после устранения переднего
открытого прикуса. Понятно, что в этих случаях родителям приходится обращаться
за помощью к хирургам или ортодонтам.
2. Проводится работа по
развитию подвижности артикуляторных органов (в основном языка и губ).
Необходимость такой работы объясняется тем, что при дефектах в строении
артикуляторного аппарата язык или почти совсем не функционирует (например при
короткой уздечке), или, приспосабливаясь к необычной анатомической структуре
других органов, функционирует неправильно. К тому же если при короткой уздечке
языка ребёнок не мог поднимать его вверх, то не появится сама собой эта
возможность и после подрезания уздечки, так как мышцы языка у такого ребёнка не
разработаны. Это относится и ко всем другим случаям аномалий в строении
артикуляторного аппарата — после их устранения нужно «приводить в порядок» также
речевую моторику, приспосабливая её к новым анатомическим условиям. Более того.
Активная артикуляторная гимнастика важна в этих случаях не только для коррекции
нарушенного звукопроизношения, но и для устойчивого исправления самого
анатомического дефекта. Так, врачи-ортодонты считают, что если после устранения
анатомического дефекта язык будет продолжать функционировать неправильно, то это
может спровоцировать возвращение прежней «патологической формы». Например, при
выступающей вперёд нижней челюсти (прогении) язык привыкает к слишком переднему
положению. После устранения данной аномалии он попрежнему будет стремиться
принять это же самое привычное для него положение, что приведёт к излишне
сильному давлению языка на нижние резцы, а значит и к возможному их отклонению
вперёд |