Кто что услышит?
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок,
молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в
звонок и т.д., а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки
должны быть ясные и контрастные.
Тихо — громко.
Цель. Развитие координации движений и чувства
ритма
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и
очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий
звук идут на носочках, под громкий -
полным шагом, под более громкий — бегут. Кто; ошибся, тот становится в конце
колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Где позвонили?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и
т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты,
в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают
закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если
ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий
открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку.
Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь.
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза,
внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц,
сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны
ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Часовой
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза.
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине
круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки
должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если
услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и
старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается
дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый
часовой, и игра начинается сначала.
Где звенит?
Цель. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование.
Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или
погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда
спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или
выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают: товарища.
Жмурки с колокольчиком
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры.
Вариант1 Играющие сидят на скамейках или стульях по
одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним
стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей
завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него;
тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными
глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по
кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки
с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и
др.).
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас
приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые
заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками,
зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог
предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном,
а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет.
Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем
инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши
становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем
выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать
гостям другие звучащие игрушки.
Жмурки с голосом
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука
в пространстве.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен
поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с
одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по
имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а
водящий угадывает, кого он поймал.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик,
барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог
сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по
очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно
ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник,
металлофон, бубен, погремушку и др.
Узнай по звуку
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка,
бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.).
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он
производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий
производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы
можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку,
мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать
ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.
Тот, кто больше
отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает
фишки или маленькие звездочки.
Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными
глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по
дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала ...
Тот, на кого он
указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По
голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Кто внимательный?
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и
т.п.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему
задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети
сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые.
Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние
от детей до стола педагога увеличивается от 3—4 до 5—6 м. Выявляются
победители.
Горшочек
Цель. Закрепление представлений «горячий - холодный». Развитие
координации движений рук.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают
мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может
трогать мяч.
Но если ему говорят:
«Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и
дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном
или обоих коленях (по усмотрению водящего).
Слушай и выполняй
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры.
Вариант1. Педагог называет 1—2 раза несколько
различных движений (одно—пять), не показывая
их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они
были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных
упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за
каждое правильно выполненное действие — очко
(фант). Набравший большее количество очков — победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум—трем детям
задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля,
подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т.п. Остальные дети
следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит
фант.
Лото
Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем»,
«Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие
берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко,
повторяет 2—3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает
руку и говорит: «У меня ...» — и называет предмет.
В более упрощенном
виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть
карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото).
Педагог спрашивает: «У кого собака?». У кого окажется картинка с собакой,
поднимает ее и называет.
Первые две-три игры
педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он
садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки,
пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно
выбрать ребенка.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и
действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог,
в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок.
Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или
стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду
говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы
каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу
сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В
конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог
говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая детям подумать,
правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить
быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение
- водящий сам каждый
раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
|