Недостаточная подвижность артикуляторных органов
Недостаточная подвижность артикуляторных органов языка и губ также приводит к
дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти
органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные
движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их
работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов
коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы.
При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных
путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а иногда и
совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в
них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной
слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут
артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно. При
более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга,
имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объёме, но они
могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее
выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и
парезах. Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения
этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее: 1.
Невозможность вытянуть губы вперёд «хоботком» — вместо этого они остаются почти
неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения. 2. Асимметричность
улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом
остаётся неподвижной или совершает минимальное движение. 3. Невозможность
распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к
постоянному сужению. 4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его
изо рта — ребёнок не может удержать его по средней линии. 5. Непроизвольное
загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании языка изо рта — ребёнок
не может удержать язык горизонтально. 6. Невозможность поднять кончик языка к
верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого
движения ребёнок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней
губой.
7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта.
Язык при этом перемещается напряжённо, всей своей массой («как бревно»), кончик
языка не выражен.
8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык —
наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их
слабости, то есть паретичности.
9. Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком»
(спазм мышц языка). Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребёнка
широко открыть рот.
При выявлении у ребёнка перечисленных особенностей движений губ и языка
необходима консультация не только логопеда, но и
невропатолога. |