Воспитание слуховой дифференциации звуков
Специальная работа над развитием у ребёнка слуховой дифференциации звуков проводится в тех случаях, когда он не различает заменяемые им в речи звуки на слух (например, говорит КОЛЬСО вместо КОЛЬЦО вследствие неразличения на слух звуков С и Ц, которые кажутся ему одинаковыми). Такой ребёнок вообще не осознаёт неправильности своего звукопроизношения.
В подобных случаях нужно любыми возможными способами довести до сознания ребёнка РАЗНИЦУ в звучании смешиваемых им звуков. Здесь очень полезен приём специального подчёркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путём отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3 можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж — с жужжанием жука; С — со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш — с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый, закрыв лицо экраном, продолжительно и достаточно громко произносит то звук 3 (3-3-3-3-3), то звук Ж (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж), после чего каждый раз спрашивает ребёнка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременн произнесения звуков С и Ш задает такой вопрос: «Что это, шумит или водичка из крана бежит?»
После того как ребёнок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно закрепить этот навык путём выполнения им специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребёнка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
В результате такой работы ребёнок обычно сравнительно быстро начинает различать звуки на слух, что должно проявиться в правильном и чётком выполнении им всех приведённых здесь заданий. А раз ребёнок поймёт, что С и Ш — это разные звуки, то и произнесение СУБА вместо ШУБА уже перестанет его устраивать. У него появится стимул к овладению правильной артикуляцией звука Ш. Так проведённая с ребёнком подготовительная работа позволит «убрать» ту основную причину, которая мешала ему в овладении правильным звукопроизношением.
Теперь остаётся только обеспечить ребёнку необходимый образец для подражания. Сделать это можно путём правильного и отчётливого произнесения взрослыми как можно большего количества слов с этим звуком. Вполне возможно, что ребёнок усвоит звук просто по подражанию, особенно если он будет не только слышать этот звук, но одновременно и видеть правильную артикуляцию взрослого (в частности, положение губ).