Воспитание
слуховой дифференциации звуков
Специальная работа над развитием у
ребёнка слуховой дифференциации звуков проводится в тех случаях, когда он не
различает заменяемые им в речи звуки на слух (например, говорит КОЛЬСО вместо
КОЛЬЦО вследствие неразличения на слух звуков С и Ц, которые кажутся ему
одинаковыми). Такой ребёнок вообще не осознаёт неправильности своего
звукопроизношения.
В подобных случаях нужно
любыми возможными способами довести до сознания ребёнка РАЗНИЦУ в звучании
смешиваемых им звуков. Здесь очень полезен приём специального подчёркивания,
даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путём
отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3
можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж — с
жужжанием жука; С — со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш — с
шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений
взрослый, закрыв лицо экраном, продолжительно и достаточно громко произносит то
звук 3 (3-3-3-3-3), то звук Ж (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж), после чего каждый раз спрашивает
ребёнка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременн произнесения звуков С и
Ш задает такой вопрос: «Что это, шумит или водичка из крана
бежит?»
После того как ребёнок
уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно закрепить этот
навык путём выполнения им специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то,
чтобы внимание ребёнка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
В результате такой работы
ребёнок обычно сравнительно быстро начинает различать звуки на слух, что должно
проявиться в правильном и чётком выполнении им всех приведённых здесь заданий. А
раз ребёнок поймёт, что С и Ш — это разные звуки, то и произнесение СУБА вместо
ШУБА уже перестанет его устраивать. У него появится стимул к овладению
правильной артикуляцией звука Ш. Так проведённая с ребёнком подготовительная
работа позволит «убрать» ту основную причину, которая мешала ему в овладении
правильным звукопроизношением.
Теперь остаётся только
обеспечить ребёнку необходимый образец для подражания. Сделать это можно путём
правильного и отчётливого произнесения взрослыми как можно большего количества
слов с этим звуком. Вполне возможно, что ребёнок усвоит звук просто по
подражанию, особенно если он будет не только слышать этот звук, но одновременно
и видеть правильную артикуляцию взрослого (в частности, положение губ). |