Устранение анатомических дефектов органов артикуляции
При наличии существенных дефектов в строении речевого аппарата подготовительная работа обычно проводится в двух направлениях:
1. Принимаются меры по устранению самого анатомического дефекта. Например, при очень короткой уздечке языка, не позволяющей ему подниматься вверх, постановка звука Р возможна лишь после её подрезания. Точно так же преодоление межзубного произнесения свистящих звуков чаще всего оказывается возможным лишь после устранения переднего открытого прикуса. Понятно, что в этих случаях родителям приходится обращаться за помощью к хирургам или ортодонтам.
2. Проводится работа по развитию подвижности артикуляторных органов (в основном языка и губ). Необходимость такой работы объясняется тем, что при дефектах в строении артикуляторного аппарата язык или почти совсем не функционирует (например при короткой уздечке), или, приспосабливаясь к необычной анатомической структуре других органов, функционирует неправильно. К тому же если при короткой уздечке языка ребёнок не мог поднимать его вверх, то не появится сама собой эта возможность и после подрезания уздечки, так как мышцы языка у такого ребёнка не разработаны. Это относится и ко всем другим случаям аномалий в строении артикуляторного аппарата — после их устранения нужно «приводить в порядок» также речевую моторику, приспосабливая её к новым анатомическим условиям. Более того. Активная артикуляторная гимнастика важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта. Так, врачи-ортодонты считают, что если после устранения анатомического дефекта язык будет продолжать функционировать неправильно, то это может спровоцировать возвращение прежней «патологической формы». Например, при выступающей вперёд нижней челюсти (прогении) язык привыкает к слишком переднему положению. После устранения данной аномалии он попрежнему будет стремиться принять это же самое привычное для него положение, что приведёт к излишне сильному давлению языка на нижние резцы, а значит и к возможному их отклонению вперёд