Недостатки развития речи
(принципы по Р.Е. Левиной)
К недостаткам развития речи относятся
отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о
недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но и
предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.
Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных
особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью
можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом
для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.
Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей
определяются принципами их анализа, разработанными Р.Е. Левиной и составляющими
метод логопедической науки:
1)
принципом развития;
2)
принципом системного подхода;
3) принципом
рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами
психического развития.
Принцип развития предполагает
анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или
иного отклонения, как отмечал Л.С. Выготский, следует различать происхождение
изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и
причинно-следственные зависимости между ними. Для генетического
причинно-следственного анализа важно подвергнуть анализу все многообразие
условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом
возрастном этапе ее развития щ
Принцип системного подхода. В
сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие
звуковую, т.е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику
и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих
компонентов или их систему. Так, одни недостатки касаются только
произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без
какихлибо других сопутствующих проявлений. Другие влияют на фонематическую
систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в
недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет в дальнейшем
нарушения чтения и письма. Вместе с тем существует группа нарушений, которая
охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и
выражаются в общем недоразвитии всех сторон речи.
Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно
выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.
Раннее
распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в
письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических
(логопедических) приемов.
Изучение
характера дефекта речи, таким образом, предполагает анализ связей, существующих
между различными нарушениями, понимание значимости этих связей. Логопедия
опирается в данном случае на закономерности, выраженные в понятии системности
языка.
Принцип подхода к речевым
нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей
психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в
нормальном, но и в аномальном развитии.
Раскрытие
связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности
помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы,
участвующие в образовании речевого дефекта.
Наряду с
непосредственным исправлением речевых нарушений логопед должен воздействовать
на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают
нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают процесс
коррекции.
Специальное обучение в логопедии, таким образом, тесно связано с
коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого
определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон
психической деятельности ребенка.
Логопедия
имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего — с
психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием,
физиологией речи, различными областями медицины.
Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает
знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки,
координированную разработку практических мероприятий. Широко используются в
логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти.
Лингвистическую основу
логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре
речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания
Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой
патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний
при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др.
определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией
и др.). Воспитателю необходимо ориентироваться в широком круге вопросов,
касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших
психических функций ребенка, особенностей речевого общения.
Коррекция
речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое
значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных
в общей и Дошкольной педагогике
В
логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение,
коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии
используются преимущественно воспитание, обучение и коррекция.
Задачи
нормализации речевого развития ребенка основываются на трех основных аспектах
речевой деятельности:
—
структурном (сформированность фонетической, лексической и грамматической
системы языка);
—
функциональном, или коммуникативном (развитие связной речи и двух форм речевого
общения — диалога и монолога);
—
когнитивном, или познавательном (формирование способности к элементарному
осознанию явлений языка и речи).
Выделение
конкретных задач определяется спецификой речевого расстройства, возрастом
ребенка, уровнем его психологического развития.
В процессе
формирования правильной речи учитываются общедидактические и методические
принципы обучения. Выделим из них наиболее существенные для процесса
нормализации речевой деятельности ребенка:
—
принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация
которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;
—
принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е.
направленность на формирование речевого высказывания;
—
принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается
особая организация процесса развития фонематического восприятия,
морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;
—
принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на
преодоление речевого негатизма, стимуляцию речевой активности.
В
процессе логопедических и коррекционно-воспитательных занятий обеспечивается
активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных
видах деятельности.
Огромное
значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет
уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным
контингентом детей, педагог должен обладать профессиональной компетентностью в
области логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности
детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать
ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни,
мастерски владеть культурой речи. Для осуществления эффективного коррекционного
обучения и воспитания детей с нарушением речи необходимо:
—
учитывать индивидуальные особенности детей;
—
создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и
психофизиологическим особенностям ребенка;
— устанавливать
коллегиальные взаимоотношения с врачом, психологом, учителем, родителями для
выработки оптимального пути коррекции.
Особые
требования предъявляются к речи логопеда и воспитателя, которая должна быть
образцом для детей и взрослых: недопустимы фонетические дефекты, убыстренный
темп речи, нарушения орфоэпических и грамматических норм, использование
жаргонных и просторечных слов и выражений. Большое значение имеет
эмоциональность изложения.