Пятница
19.04.2024
11:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Недостатки развития речи »

Меню сайта
 

Темы форума

  • Добро пожаловать на форум!

  • Родительское собрание

  • Консультативный центр

  • Логопедическая пятиминутка


  • Недостатки развития речи

    (принципы по Р.Е. Левиной)

    К недостаткам развития речи относятся отклонения от нор­мального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но и предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.

      Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затрудне­ние в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

      Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, разработанными Р.Е. Левиной и составляющими метод логопедической науки:

    1)   принципом развития;

    2)   принципом системного подхода;

    3)  принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

      Принцип развития предполагает анализ процесса возник­новения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л.С. Выготский, следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последова­тельное образование и причинно-следственные зависимости между ними. Для генетического причинно-следственного анализа важно подвергнуть анализу все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом возрастном этапе ее развития щ

      Принцип системного подхода. В сложном строении ре­чевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т.е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов или их систему. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в на­рушениях внятности речи без какихлибо других сопутствующих проявлений. Другие влияют на фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет в дальнейшем нарушения чтения и письма. Вместе с тем существует группа нарушений, которая охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в общем недораз­витии всех сторон речи.

      Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.

      Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с по­мощью педагогических (логопедических) приемов.

      Изучение характера дефекта речи, таким образом, предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, по­нимание значимости этих связей. Логопедия опирается в данном слу­чае на закономерности, выраженные в понятии системности языка.

      Принцип подхода к речевым нарушениям с по­зиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нор­мальном, но и в аномальном развитии.

      Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.

      Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопед должен воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают процесс коррекции.

      Специальное обучение в логопедии, таким образом, тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и со­держание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

      Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего — с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины.

      Комплексный подход к изучению и преодолению речевых на­рушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий. Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти.

      Лингвистическую основу логопедии составляют фоно­логическая теория языка, учение о сложной структуре речевой де­ятельности, о процессе порождения речевого высказывания

      Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларин­гологией и др.). Воспитателю необходимо ориентироваться в широ­ком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ре­бенка, особенностей речевого общения.

      Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использо­вание общедидактических принципов, разработанных в общей и Дошкольной педагогике

      В логопедии разработаны различные формы воздействия: вос­питание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии используются преимущественно воспитание, обучение и коррекция.

      Задачи нормализации речевого развития ребенка основываются на трех основных аспектах речевой деятельности:

    —   структурном (сформированность фонетической, лексической и грамматической системы языка);

    —   функциональном, или коммуникативном (развитие связной речи и двух форм речевого общения — диалога и монолога);

     

    —   когнитивном, или познавательном (формирование способно­сти к элементарному осознанию явлений языка и речи).

    Выделение конкретных задач определяется спецификой рече­вого расстройства, возрастом ребенка, уровнем его психологическо­го развития.

    В процессе формирования правильной речи учитываются общедидактические и методические принципы обучения. Выделим из них наиболее существенные для процесса нормализации речевой деятельности ребенка:

    —   принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;

    —   принцип коммуникативно-деятельностного подхода к разви­тию речи, т.е. направленность на формирование речевого высказывания;

    —   принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;

    —   принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негатизма, стиму­ляцию речевой активности.

      В процессе логопедических и коррекционно-воспитательных занятий обеспечивается активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных видах деятельности.

      Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональной компетентностью в об­ласти логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоян­но чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни, мастерски владеть культурой речи. Для осуществления эффективного коррекционного обучения и воспита­ния детей с нарушением речи необходимо:

    —   учитывать индивидуальные особенности детей;

    —   создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенно­стям ребенка;

    — устанавливать коллегиальные взаимоотношения с врачом, психологом, учителем, родителями для выработки оптималь­ного пути коррекции.

    Особые требования предъявляются к речи логопеда и воспитате­ля, которая должна быть образцом для детей и взрослых: недопусти­мы фонетические дефекты, убыстренный темп речи, нарушения орфо­эпических и грамматических норм, использование жаргонных и про­сторечных слов и выражений. Большое значение имеет эмоциональность изложения.

    Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
    Форма входа

    Наша кнопочка

    Друзья сайта

    Друзья нашего сайта
    Любимые Карапузики и их Мамочки Ресурс для женщин и мужчин Хозяйка.ру - Сайт православной хозяйки. Большая коллекция рецептов, творческих идей для вашего дома. Православные традиции, воспитание детей. Детский портал «СОЛНЫШКО» FILIPOK.RU - Развивающие игры и игрушки

    Кто на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Статистика


    Copyright MyCorp © 2024
    Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы
    Goon
    каталог