Термин "раннее развитие" многие воспринимают по-разному.
Для кого-то это "лепка вундеркинда", "воспитание гения", для кого-то - "издевательство над ребенком", для кого-то - еще что-то.... Давайте договоримся, что когда мы с вами в этом разделе будем говорить о Раннем развитии, то будем иметь в виду НЕ форсирование естественных процессов развития ребенка, а своевременное развитие его потенциальных возможностей, его - человека РАННЕГО возраста.
Концепция раннего развития призывает НЕ дожидаться того момента, когда ребенку исполнится 3 или 5 лет, а призывает заботиться о развитии его интеллектуальной и психоэмоциональной сферы начиная уже с момента, когда он только находится в животике у мамы. И уж тем более, когда он рождается на свет. Т.е. это развитие ребенка РАННЕГО возраста (в отличие от ранее традиционно существующих представлений, когда "официально" развитие ребенка начиналось в лучшем случае в детском саду).
Не секрет, что первые годы в жизни человека являются наиболее ответственным периодом - когда закладываются все основные жизненные функции организма. Прямохождение, речь, мышление, характер, личностные качества...Именно в этот период происходит формирование мозга человека. Мозг проходит несколько стадий созревания и к 7 годам процесс формирования мозговых структур практически полностью заканчивается. И сразу же эффективность процессов восприятия снижается на 80%. (Удивительно, но именно в 7 лет наши дети идут в школу - тогда, когда восприятие информации становится более трудным по сравнению с ранним возрастом:-))
С каждым следующим годом формировать новые межнейронные связи мозгу все труднее и труднее. Мозг старого человека является закостенелым. "Пластичность" мозга (которая кроме интеллектуальной деятельности обеспечивает еще в старости и отсутствие инсультов) зависит от того количества межнейронных связей, которые формируются в течение первых лет жизни человека. Более того, к трем годам формируется ок.75% всех нейронных соединений - таким образом, возраст до трех лет- это период наиболее активного роста нейронных клеток. Японец Масару Ибука, революционер в области ранней педагогики - так и назвал свою знаменитую книгу "После трех уже поздно!".
Развитие мозга ребенка обусловлено тем стимулирующим воздействием, которое мы ему обеспечиваем. Многие исследования доказывают, что человек, лишенный стимульных сигналов из внешнего мира, был бы полностью лишен психических функций. Овладеть взрослому человеку какой-либо деятельностью, не имея опыта этой деятельности в раннем возрасте - чрезвычайно трудно. Не было внешних стимулов - не сформированы определенные структуры мозга. Препднося ребенку разнообразную зрительную, слуховую, тактильную...информацию - мы развиваем его мозг, мы создаем базу для всего последующего обучения и творческой деятельности.
Вот для чего нужно раннее развитие. А не для того, чтобы ребенок читал в два года. Ребенку незачем читать в два года (хотя он будет с легкостью проделывать не только это:-)).
И не для того, чтобы родители могли похвастаться перед соседями "А наш-то квадратные уравнения освоил!" Не для того, чтобы "был умнее других" или "не глупее других" (К слову, сравнивать детей вообще совершенно лишнее - ребенка развивать нужно не для того, чтобы он был "чуточку умнее остальных", а для того, чтобы он был умнее себя вчерашнего:-) )
Итак, Раннее развитие - это стимуляция созревания нейронных механизмов. Теперь другой вопрос: А не вредно ли это?
Ответ: Может быть вредно, а может и не вредно - в зависимости от СПОСОБОВ воздействия.
Вот тут хочу особо подчеркнуть для любителей ругать методики- не бывает плохих методик, бывают плохие учителя. Есть, конечно, и более предпочтительные для раннего возраста методики - для разговора о них лучше создать отдельные разделы:-) Но в целом, важно понять, что неврозы у детей возникают не в результате "вредности" раннего развития, и не в результате "плохих методик", а в результате профнепригодности учителей, педагогической безграмотности обучающих.
Замучить ребенка можно и любым самым безобидным занятием. А можно и годовалого учить легко, радостно, играя, учитывая все психофизиологические особенности возраста, поддерживая и лелея природный интерес к учению, который есть у каждого ребенка.