Воскресенье
09.08.2020
18:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ. - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Логопедическая пятиминутка » Развитие грамматического строя речи. » ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ.
ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ.
ИринаДата: Понедельник, 17.03.2008, 11:47 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Чьи детки?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и картинки, изображающие их детенышей.
Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, кошки т.д. Картинки, на которых изображены детеныши, остаются у воспитателя. "Плачут котята, потеряли они свою маму, — говорит педагог, -кто у них мама?" — "Кошка"», — отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе картинку с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

Поможем кукле

Цель. Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.
Оборудование. Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.
Описание игры. На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Педагог раздает детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.
Большие карты остаются у педагога. Педагог обращается к детям: "Села кукла за стол завтракать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?" Дети, у которых на карточках изображена чайная посуда, отдают свои карточки и говорят: "Я даю чашку".
Педагог продолжает: "Хотела кукла играть — нет игрушек...", "Собралась гулять, а одежды нет...", "Вышла на улицу и увидела..." и т.д. Дети отдают все, что нужно кукле, называя изображенные на их картинках предметы.

Птички в клетках

Цель. Закреплять в активном словаре детей запас существительных по теме «Птицы».
Оборудование. Маски птицы и кошки.
Описание игры. Дети стоят в кружках по три человека, из которых двое образуют клетку, а третий — птичку в клетке. Один ребенок стоит и отдалении - - это кошка. По просьбе педагога каждый ребенок-птичка называет себя. Например, вопрос: "Ты какая птичка?", ответ: "Я - снегирь", "Я — синичка", "Я — стриж".
1-я часть. Клетки крутятся под музыку. Когда кончается музыка, клетки останавливаются, птички говорят: "Как мы в клеточке скучаем. Отпустите полетать!" Остальные дети отвечают: "Птички, птички, берегитесь: кошка может вас поймать!"
2-я часть. Птички бегают по комнате. Когда музыка кончается, выбегает кошка и ловит птичек. Пойманная птичка становится кошкой, а кошка —птичкой.
Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман кошкой. При повторении игры дети меняются ролями.

Кто это?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме "Животные".
Оборудование. Несколько (по числу играющих) больших карт с изображением знакомых животных.
Маленькие картинки по 3—4 на каждую большую карту с изображением соответствующего животного.
Каждые 2—3 животных окрашены в один цвет (лиса и белка рыжие, медведь и куница коричневые, волк и ежик серые и т.п.). Это исключает цвет как признак узнавания.
Описание игры. Детям раздаются большие карты, у педагога - маленькие. Игра проводится как обычное лото с картинками. При этом дети не только называют животное, но сообщают его позу или действие: "Это лиса. Она смотрит назад", или: "Это кошка. Она сидит на задних лапках и умывается".

Рыбки

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме "Рыбы".
Оборудование. Значки, специальные медали в качестве приза.
Описание игры. Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:
Сети в море я бросаю, Много, много рыб поймаю.
С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: "Как зовут тебя, рыбка?" —
"Карась".
В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

Кто что делает?

Цель. Закреплять в речи детей существительные по теме "Профессия".
Оборудование. Большие карты и маленькие карточки по типу лото.
Описание игры. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие остаются у него. В центре большой карты изображен представитель той Или иной профессии (повар, портной, почтальон и др.). Вокруг центральной карты расположены 6 пустых квадратов, которые заполняют маленькими картинками.
Воспитатель постепенно открывает маленькие карточки и задает вопросы: "Кто сделал стол? Кто сшил платье?" и т.д. Правильно ответившие дети получают маленькую карточку и заполняют пустое место на большой карте. Выигравшим считается тот, кто раньше других заполнит все квадратики.
Образец речи детей: Столяр; стол сделал столяр.

Цепочка слов

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Мяч, значки и т.д.
Описание игры. В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например "нога". Следующий говорит, например, "апрель", а за ним "листок" и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

Рыбы, звери, птицы.

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: "Рыбы", "Звери", "Птицы".
Описание игры. Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: "Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери".
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: "Звери" (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

Сложи животное.

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Оборудование. Картинки с изображением домашних животных (каждая в двух экземплярах).
Описание игры. Первый экземпляр картинок остается Целым, вторые экземпляры разрезаются на 2—4 части. Педагог предлагает детям как следует рассмотреть целые картинки и назвать их, а разрезанные части оставляет на столе. Задача: сложить из частей целое животное и снова громко назвать его.

Лес и двор

Цель. Закреплять в речи детей употребление одушевленных имен существительных в именительном и предложном падежах единственного числа.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных; «лес» — дерево, «двор» — дом.
Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных. Дети распределяют картинки на две группы — дикие и домашние животные, называют их и кладут в «лес» или во «двор». Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены детьми.
Образец речи детей: Это волк. Он живет в лесу.

Ловушка
Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы».
Описание игры. Педагог говорит: «Пошел охотник в лес, выбрал место и поставил свою ловушку. Прибежали звери, прилетели птицы, почуяли вкусный корм, а ловушка захлопнулась. Стал охотник проверять, кто в ловушке, и увидел там зайчат, медвежат, кукушку и разных лесных птичек».
С помощью считалки выбираются охотник и 4—5 человек, которые берутся за руки и образуют круг — ловушку. Охотник ставит ее в середине комнаты. Остальные дети — обитатели леса. Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» -- неожиданно говорит охотник. Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», — говорит охотник. Дети, попавшие в ловушку, движениями и голосами подражают разным зверям и птицам. Охотник отгадывает: «Зайчик» (или: «Кукушка»). Если он угадал, то ребенок уходит за круг, а если охотник не угадал, ребенок говорит: «Я не зайчик, я птичка» --и становится к ребятам, которые изображают ловушку.
При повторении игры дети меняются ролями.

 
ИринаДата: Вторник, 30.09.2008, 21:07 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Что растет в лесу?
Цель. Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные».
Оборудование. Стульчики по количеству детей.
Описание игры. Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один" говорит:
лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом ять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго мать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на >сто и выбирают себе замену. Новая группа детей получает lyroe задание, например перечислить, что растет в саду либо кто цвет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

Овощи
Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные о теме «Овощи».
Оборудование. Достаточно крупные картинки овощей, разрезанные на 2—3—4 части.
Описание игры.
Вариант1. Все части овощей перемешиваются на середине стола. Каждому ребенку предлагается собрать определенный овощ. И дети молча выбирают нужные части картинки. По мере получения целого изображения дети сообщают, что они собрали: «Я собрал свеклу». Педагог может задать несколько дополнительных вопросов: «Где растет свекла? Что из свеклы готовят?» и др.

Вариант 2. Этот вариант проводится как игра в лото. Ведущим может быть педагог или ребенок. У него все части овощей. Он показывает любую из частей и спрашивает: «Кому нужна эта часть?» Ребенок, который узнал в ней часть своего овоща, говорит: «Эта часть нужна мне, потому что я собираю свеклу».

Вариант З. Педагог подбирает сам каждому все части пред¬мета, предлагает сложить и назвать, что получилось.
Аналогично можно проводить игры и крупными картинками по другим темам.

Четыре слова
Цель. Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и ска¬зано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На сло¬во «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

Что это?
Цель. Закреплять у детей обобщающие понятия.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет предмет, а ре¬бенок, поймавший мяч, должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла - игрушка, стол - мебель, платье — одежда, стакан — посуда и т.д.

Угадай, что это?
Цель. Расширять запас существительных в активном сло¬варе детей по теме «Игрушки».
Оборудование. Стульчики по количеству детей, игрушки.
Описание игры. Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе раскладывается несколько игрушек. О каждой игрушке педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о какой иг¬рушке идет речь, например: «В красном платьице сидит и на деток глядит» (кукла); «Круглый, как шар, покатится — не догонишь!» (мяч); «Утром рано встает, громко песни поет: «Ку-ка-ре-ку» (петух); «Громко лает, чужих в дом не пускает» (собака) и т.д. За правильно отгаданную загадку ребенок получает открытку.

 
Форум » Логопедическая пятиминутка » Развитие грамматического строя речи. » ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2020
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы