Пятница
29.03.2024
11:08
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Конспекты уроков - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Логопедия в школе » Дисграфия » Конспекты уроков
Конспекты уроков
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 19:20 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Конспект урока на тему: «Выведение алгоритма определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями».

Цели:
1). Образовательные:
- - Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями;
- - Углубить понимание материала с помощью специальных вопросов и упражнений.
2). Развивающие:
- - формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение).
3). Воспитательные:
- - формирование навыков культуры дискуссии;
- - формирование интереса к предмету.

Тип урока; урок - исследование.

Цели урока;
1. Провести наблюдения над определением спряжения глагола с
безударными личными окончаниями.
2. Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями.
3. Углубить понимание материала с помощью специальных вопросов
и упражнений.
4. Развивать грамотную устную речь.

Оборудование; карточки-помощники для слабо успевающих учащихся; таблица с алгоритмом правила;
карточки с глаголами.

Структура урока;
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
III. Введение в тему. Самостоятельное формулирование темы учащимися.
IV. Зрительное восприятие материала для наблюдения.
V. Самостоятельное формулирование учащимися правила.
VI. Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника.
VII. Воспроизведение правила 1-2 учениками, приведение примеров.
VIII. Уточнение и углубление понимания с помощью упражнения.
IX. Постановка проблемного вопроса.
X. Физкультминутка.
XI. Выведение алгоритма выведения правила.
XII. Выполнение задания с проговариванием «шагов» алгоритма.
XIII. Итог урока.
XIV. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день и поклон
Вам , гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица-
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями глаголов, сделаем еще одно открытие в мире глаголов.
-Но сначала давайте повторим, что мы уже знаем о глаголе.
-Что называется спряжением глаголов?
-Какого спряжения бывают глаголы?
-Какие глаголы относятся к первому спряжению? Ко второму спряжению?

2.Повторение изученного.
На доске написаны слова: блест . шь, мечта . шь, плыв . т, принос . м, леж . те, желте . т, по . т, чист . м.
-Прочитайте эти слова. Какой частью речи они являются? Как вы определи-ли?
Поставьте ударение. Разделите на две группы. Какие глаголы вошли в первую группу? ( Блестúшь плывéт}, лежúте, пою’т.)
( Это глаголы с ударным личным окончанием.)
-Легко ли определить спряжение у этих глаголов? Почему? ( По гласной в окончании.)
-Запишите эти глаголы и определите спряжение.
-Назовите вторую группу глаголов. ( Мечтáешь, принóсим, желтéет, чúстим.)
-Легко ли вам будет определить окончание у этих глаголов?
Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний этих глаголов? ( Нечетко слышится гласная в окончании.)
-Можем ли мы определить спряжение этих глаголов?

3. ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
(Тема открывается на доске.)

4. Зрительное восприятие материала для наблюдения.
-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола? ( Нужно знать спряжение.)
-Можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?
- Как же быть? Определить спряжение нам поможет суффикс неопределенной формы глагола.
-Запишите вторую группу глаголов в столбик. Поставьте их в неопределенную форму. (На какие вопросы отвечают глаголы неопределен-ной формы?)
Мечтá . шь- мечт^а^ть (I спр.)
Принóс . м- принос^и^ть (II спр.)
Желтé . т- желт^е^ть (I спр.)
Чúст . м- чист^и^ть (II спр.)
-Обозначьте суффикс глаголов в неопределенной форме и выделите таким же значком гласную перед -^ть - это глагольный суффикс, который поможет справиться с этой проблемой.
-Посмотрите на полученные суффиксы. Можем ли мы определить спряжение по этим суффиксам? Давайте вспомним буквы-помощницы, которые помогали определять спряжение у глаголов с ударным окончанием.
(Если у глагола начальной формы глагольный суффикс -^и - это глагол II спряжения, а если -^а-, -^я- , -^е-, -^о-, -^ы-, -^у- это глаголы I спряжения.)
-Глагольных суффиксов будет много, но только суффикс -^и - будет указывать на II спряжение.

5. Самостоятельное формулирование учащимися правила.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед -^ть-.
Суффикс -и- указывает на II спряжение. Все остальные ( -а-,-я-, -у-, -е-, -о- ) – на I спряжение.

6. Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника.
Прочитайте правило в учебнике на странице 162 и сравните с тем правилом которое сформулировали вы .

7. Воспроизведение правила 1-2 учениками , приведение примеров.

8. Уточнение и углубление понимания с помощью упражнения.
Пользуясь этим правилом, выполните упражнение 255 .
( Самостоятельная работа. Слабым ученикам раздаются карточки-помощники.)
Правописание безударных личных окончаний глаголов.

II спр.-неопределенная форма -^и^ть
(что делать?)
(что сделать?)
-ать
I спр.- неопределенная форма- -ять
-еть
-оть
-ыть
-уть
Проверка.
-Как ты определил спряжение у глаголов?

9. Постановка проблемного вопроса.
- Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? ( Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.)

10. Физкультминутка.
Если услышите глагол, который оканчивается на -^и^ть, хлопаете 1 раз. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на -ить, будет названо. ( Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.) - 4гл.

11. Выведение алгоритма применения правила.

На доске.
I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание - ударное или безударное.
II. Если ударное- пишу ...
III. Если безударное,
1) ставлю глагол в ..н ф
2) смотрю, какой ^ перед.. ть
3) если-и- II пишу в окончаниях гласную и и -ат(ят),
4) если не -и- I, пишу в окончаниях гласную е и -ут(-ют-),
5) обозначаю орфограмму.

Коллективная работа.


12.Выполнение задания с проговариванием «шагов» алгоритма.

Образец рассуждения. Изуча . шь правило.
1) Ставлю ударение: изучá . шь. Окончание безударное.
2) Ставлю глагол в неопределенную форму- изуч^а^ть. Перед -ть-не И, значит Iспряжение.
3) Пишу е- изучáешь.
4) Проверяю. Обозначаю орфограмму: изучáешь (изуч^а^ть I).

-Итак, что же нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?

13.Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе? Какое открытие сделали?

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 19:42 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Урок русского языка в 3-м классе на тему: "Имена существительные, отвечающие на вопрос: кто? И что?"Аксёнова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Цели урока:
• развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;
• умение составлять предложения;
• развитие орфографической зоркости;
• отработка каллиграфического навыка;
• развитие межпредметных связей;
• воспитание любви к родной природе;
• пополнение словарного запаса учащихся.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.
– Какое упражнение вы выполняли дома?
Ответ: упражнение 392.
– Докажите, что вы подобрали имена существительные.
Ответ: Они обозначают предмет и отвечают на вопрос что?
– Какая часть речи называется именем существительным?
Ответ: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Приведите примеры.

II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим путешествие по стране: “Речь”. На прошлом уроке мы познакомились с “волшебным солнышком”, которое зовут – Имя существительное. Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами. Имя существительное поможет нам раскрыть еще один свой секрет: Какие имена существительные отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
– Но сначала нам надо пройти по “каллиграфическому” мостику.

III. Минутка чистописания.Мм
Мороз, морозный, морозить.
– Какие звуки обозначаются буквой М?
– (звуки [м] и [м’])
– Дайте характеристику этим звукам
– (Звуки [м ] и [м’] – согласные; звук [м ]– твердый;
– звук [м’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).
– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки.
– А теперь давайте красиво напишем слова:
Мороз, морозный, морозить.
– Подчеркните орфограммы в словах.
– Как вы считаете, удачно ли мы прошли по “каллиграфическому” мостику? (Да).
– Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.
– Ну, вот мы удачно прошли по “каллиграфическому” мостику.

IV. Словарная работа. Работа над новым материалом.
– Ребята! Посмотрите, нас кто-то встречает.
– Да это же слова зовут нас на помощь.
– А почему они нас зовут? (Им надо помочь).
– А как мы им поможем? (Вставим пропущенные безударные гласные).
– А какие это слова? Давайте посмотрим на орфограммы.
(Это слова с непроверяемыми безударными гласными, их надо запомнить!).
На доске слова: Петух, месяц, собака, мороз, малина, солдат
(Дети вставляют пропущенные буквы в словах, подчеркивают их, обозначают ударение в словах; в слове мороз подчеркивают еще одну орфограмму: парную согласную на конце слова, подбирают проверочное слово: морозы).
– Проверка с помощью сигнальных карточек.
– Сегодня мы познакомимся с новым “словарным” словом: солдат.
– Давайте послушаем, сколько значений имеет это слово и из какого языка оно к нам пришло. (Сообщение готовит ученик).
– Слово “солдат” - итальянское слово, произошло [от итальянского soldo - жалованье]
Первое значение – рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаемный. Служить в солдатах. Взять, забрать в солдаты, // перен. Воин, защитник.
Второе значение – крупный муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов.
– Ребята! Слова, какой части речи мы записали?
(Это имена существительные.)
– Почему?
(Они обозначают предмет и отвечают на вопросы: кто? что?)
– Кто пришел к нам?
(Это Почемучка.)
– Как вы думаете, почему он пришел?
(Почемучка хочет что-то спросить.)
– Давайте откроем учебник и прочитаем вопрос Почемучки (стр. 148.)
– Давайте попробуем ответить на этот вопрос:
– Какие имена существительные отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
– Посмотрите на слова, которым мы сейчас помогли.
– А теперь подумайте, опираясь на вопрос Почемучки о том, на какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Первая группа имена существительные, отвечающие на вопрос: кто?, вторая группа – это имена существительные, отвечающие на вопрос: что?).
– Давайте проверим свой вывод и прочитаем сведение на странице 148.
– Назовите имена существительные, отвечающие на вопрос: кто?
( Петух, собака, солдат).
– А теперь назовите имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Месяц, мороз, малина)
– Запишите эти слова в тетрадь в два столбика: в первый имена существительные, отвечающие на вопрос: кто?, а во второй столбик имена существительные, отвечающие на вопрос: что?
– В каждый столбик допишите ещё по одному слову из словаря.
Проверка.

V. Распознавание имен существительных, отвечающих на вопрос: кто? и имен существительных, отвечающих на вопрос: что?
– Запишите: Упражнение 393.
– Прочитайте задание к упражнению 393.
– Давайте прочитаем стихотворение.
– О каких птицах говорится в стихотворении?
(В стихотворении говорится о зябликах и снегирях.)
– С кем сравнивает автор снегирей?
(Автор сравнивает снегирей с розовыми яблоками.)
– Почему?
– Какое чувство у вас возникло, когда вы читали это стихотворение?
(Веточка и зимой не осталась одинокой, на место зябликов прилетели снегири).
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Найдите в тексте стихотворения имена существительные.
– (Лето, зяблики, яблоки, ветви, снегири)
– Запишите стихотворение в тетрадь.
– Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос: кто?
– Составьте два предложения со словом: снегирь.
– Подчеркните орфограммы в словах, главные и второстепенные члены предложения.
(Слабые ученики получают карточки, на которых написаны слова; из слов они составляют два предложения).
– Слова на карточках: Зимой, прилетают, нам, к, красногрудые снегири.
– Мы, ягодами, рябины, угощаем, их.
(Несколько учеников зачитывают свои предложения).
– Ребята! Расскажите, как вы помогаете зимой птицам.
(Делаем и развешиваем кормушки, подсыпаем туда корм, следим за тем, чтобы его не засыпало снегом, и он был всегда свежим).

Физминутка.
Ветер дул, дул, дул
И деревья все нагнул
Деревья все качаются,
Качаются, качаются.
И волшебные снежинки
Полетели как пушинки.

Конкурс.“С какого дерева упали снежинки”
– Ребята! Нас ждет испытание.
– Пока мы писали стихотворение и небольшой рассказ, ветерок подул и сбросил с двух деревьев “волшебные” снежинки.
– Угадайте, с какого дерева, какие снежинки упали.
– Не забудьте, что слова, написанные на “волшебных” снежинках, отвечают на те же вопросы, которые написаны на вершине дерева.

Слова на снежинках:
Море, корова, зима, лестница, карась, трава, книга, белка, муха, гусь.
– А пока мы будем возвращать “волшебные” снежинки, два ученика пойдут на “волшебную” полянку с корзиночками собирать имена существительные:
– Первый ученик – имена существительные, отвечающие на вопрос: кто?
– Второй ученик – имена существительные, отвечающие на вопрос: что?
(Cлова на “волшебной” полянке: окно, жук, синица, дом, сорока, праздник, молоко, дедушка, осина, баян, медведь).
Проверка.

А теперь вам такое задание.
– Ребята первого варианта спишите в тетрадь имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?
– Ребята второго варианта спишите в тетрадь имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?
Проверка

VI. Домашнее задание.
Упражнение 394 страница 149.

VII. Самостоятельная работа. Закрепление.
– Ну а теперь “волшебное” солнышко – Имя существительное предлагает вам такое задание: На его “волшебных” лучиках написаны имена существительные. Вам надо записать их в два столбика:
в первый - имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?
во второй имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?
Слова на лучиках: Мышка, девочка, снег, еж, мяч, береза.
Проверка

VIII. Обобщение. Итог урока.
– Вот и подошел к концу наш урок.
– Но мы не прощаемся с нашим “волшебным” солнышком –
– Именем существительным. Оно всегда будет светить в ране, стране, которая называется “Речь” и откроет нам еще много своих секретов.
Какой секрет открыло нам сегодня “волшебное” солнышко?
– Имя существительное.
(Имена существительные, обозначающие людей и животных, отвечают на вопрос: кто? Остальные имена существительные, отвечают на вопрос: что?).
VIII. Поурочный балл.

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 19:48 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне"
Суворова Наталья Андреевна, учитель начальных классовё

Цели:
1. Формировать умение обосновывать написание путем подбора проверочного слова, распознавать в слове безударные гласные, подбирать проверочное слово и пользоваться им.
2. Развивать умение различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные, выполнять звукобуквенный разбор слов, писать словарные слова, развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать любознательность, активность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к птицам.

Ход урока

1. Организационный момент.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь-дорогу.
До клада тайного дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Опасности нас ждут,
Но знанья, дружба, память, ум
К победе приведут!

2. Минутка чистописания, сообщение целей.
На пути разрушен мост,
Да, Безграмотник не прост!
Чтобы мост восстановить,
Нужно буквы повторить.
На доске – текст:
Дуб зеленый над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.
Учитель: Прочитайте четверостишие шепотом. Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.
Дети: В слове зеленый безударный гласный Е, проверочное слово зелень. В слове холмом безударный гласный О. Его можно проверить словами холм, холмик. В слове стоит безударный гласный О, проверочное слово стойка, постой.
Учитель: Все безударные гласные мы отыскали, чтобы мост восстановить?
Дети: В слове живут безударный гласный И, который можно проверить словами жизнь, живность, житель. В слове зовут безударный гласный О, проверочное слово зов.
Учитель: Запишите эти буквы в тетрадь: Е, О, И.
Какие еще буквы надо записать?
Дети: Еще надо записать букву А, так как звук А может быть безударным. Например: трава, глаза, старик, часы.
Учитель: Вот и буквы у нас в тетрадке
Или еще не все в порядке?
Дети: Гласная Я тоже может быть безударной (в словах мячи, ряды, глядит, тяжелый, мясной, пятачок и другие).
Учитель: Запишем и эту букву. Все теперь у нас в порядке, наши буковки в тетрадке.
Определите тему урока (Безударные гласные в корне слова). На уроке мы должны закрепить умение подбирать проверочные слова.
Как проверить безударный гласный в корне слова? (Повторение правила)

3. Словарная работа.
Мост мы с вами восстановили и привел нас мост куда? (На доске иллюстрация с изображением города)
Дети: В город.
Учитель: Вспомним словарные слова по теме “Город”. А для этого нам нужно выполнить такое задание – заменить предложение одним словом.
Крупный населенный пункт, торговый, промышленный и культурный центр. (ГОРОД)
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (ДОРОГА)
Промышленное предприятие с механизированными процессами производства. (ЗАВОД)
Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. (АДРЕС)
Столица России, город-герой. (МОСКВА)
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
На какой улице вы живете?
На какой улице расположена наша школа?
Прочитайте слово орфоэпически. Назовите первый слог, второй, третий. Назовите ударный слог. Какую гласную должны запомнить? Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Выполните звукобуквенный разбор слова УЛИЦА.
Учитель: Когда так говорят:
Будет и на нашей улице праздник? (И для нас наступит радость, торжество)
Зеленая улица. (Открытый, свободный путь для чего-либо)
На последующих уроках вы продолжите знакомство с новыми словами по теме “Город”.

4. Физминутка. (На доске появляется рисунок мухи)
Так откуда эта тень?
Ну, конечно, это лень
Прилетела нам мешать!
Как ее нам отогнать?
Я придумала, друзья,
Сделать упражнения!
Цапля.
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение дети повторяют несколько раз, каждый раз меняя ногу)

5. Повторение правила проверки безударных гласных.
С этими гласными нам нелегко:
“А” говорим, а писать надо “О”.
Ребята, давайте вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. Приведите примеры.

6. Работа с текстом.
Прочитайте текст.
В л…су мы слышим птичьи г…л...са. Но птички не только нап…лняют лес своим пением. Они сп…сают его от вр…дителей. Поэтому в…сной друзья леса развешивают на д…ревьях скв…речники. С новосельем, л…сные жители.
Учитель: Какую пользу приносят птицы?
Дети: Спасают деревья от вредителей. Мы любуемся внешним видом птиц, восхищаемся их пением.
(Слушание записи с голосами птиц)
Учитель: Выпишите слова с безударными гласными, вставьте пропущенные буквы.
В данном тексте говорится о том, как люди помогают птицам весной. А как мы можем помочь им сейчас, зимой?
Чтение учащимися стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: В зимнее время года надо обязательно подкармливать птиц, так как им под снегом очень трудно находить корм и они летят ближе к жилью человека. В садах, парках, на окнах домов вывешивают кормушки. Скажите, чем можно подкармливать птиц?
Чтобы наши птички не замерзли зимой, выполним такое задание. У вас на партах карточки с гласными буквами. Я называю слово с пропущенным безударным гласным, а вы мне показываете, какую букву надо писать в этом слове. Устно доказываем свой выбор.

7. Минутка здоровья. Упражнения для глаз.

8. Работа с учебником.
Учитель:
Безграмотник хитрый смеется опять
Учитесь детишки, я буду мешать.
В словах из учебника буквы стащил-
Вписать их попробуйте, хватит ли сил?
Сейчас мы, ребята, напишем слова
В словах безударная буква нужна.
Откройте учебник на стр. 93, упр. 248.
Самостоятельное выполнение упражнения учащимися в тетрадях.
Проверка – с помощью карточек с гласными буквами.

9. Итог урока.
Подведем итог. А поможет нам в этом стихотворение.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Помогите Безграмотнику найти и исправить ошибки в словах.
(На доске плакат с изображением Безграмотника и ошибками в словах).
Что на уроке вам сегодня понравилось? Чему учились на уроке?

10. Оценивание.

11. Домашнее задание: стр. 94, упражнение 250.
Урок окончен.

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 19:58 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Урок русского языка на тему: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Шестопалова Инна Николаевна, зам. директора по УВР

Цели:
1. Продолжить наблюдение и закрепление знания учащихся над однокоренными словами.
2. Познакомить с понятием корень.
3. Упражнять в подборе родственных слов и определении корня в родственных словах.

Ход урока

1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания (беглый осмотр).
3. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем путешествовать по грамматическому царству, орфографическому государству.
Сегодня нам придется много удивляться. Удивление – это чувство, но его можно озвучить.
- Что же это за слова, которые выражают чувства, но не называют его? (Междометия).
- Как можно озвучить чувство удивления? (О-о-о!).
- Сегодня на минутке чистописания вспомним, как пишется буква О (тетрадь по чистописанию, с.29, урок 67).
- Как вы думаете, почему написаны 4 буквы? (Для анализа и выбора).
- Выберем каллиграфически верную букву.

4. На доске – рисунок с обозначением корня, суффикса, приставки и окончания.
- Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы конечно, посетим все эти острова. Но сегодня побываем на самом главном из островов под названием “Корень”. Как вы думаете, на каком? (Корень).
- Давайте вспомним, что означает слово корень?

1. То, без чего не может жить растение.
2. Подземная часть растения.
3. Корень зуба.
4. Корень волоса.
5. Корень ногтя.
- Что общего в этих словах? (Они все обозначают важную часть чего-либо).
- Значит, что можно сказать о слове корень? (Оно многозначно).
- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?
- Давайте узнаем об этом на нашем уроке.

Учитель:
Как-то много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
(На стенде – дерево с родственными словами САД).
- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
(Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?)
- Вы хотите сами стать садовниками?
- Давайте посадим слово – корень ЛЕС.
(Дети пишут на табличках и прикрепляют к дереву. Учитель прикрепляет слово ЛИСА).
- С чем не согласны? Почему?

5. Итак, слово ЛЕС разрослось и стало много слов. Каких?
- Прочитаем только корень.
- Нам понятно, что означает это слово?
- А теперь закроем корень и прочитаем оставшуюся часть слова.
- Ясен ли смысл?
Вывод:
- Что же заключается в корне? (Главный смысл).
- Какая же это часть слова? (Главная)
- Что же образуется от этой части? (Новые слова).
Учитель: такие словесные “ деревья” называются словообразовательными гнездами.

6. Работа с учебником:
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какой корень “посадили” здесь?(С. 74, № 116).
- Проверка:
Назовите корень - докажи.
Дополнительное задание:
Устно (со схемами) подобрать к словам - предметам слова – признаки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная).

7. Ребята, а вы хотели бы побыть в роли учителя сейчас? Тогда достаньте листочек синего цвета. Представьте, что это моё домашние задание. Вам необходимо проверить, и если есть ошибки, исправить их. Потом поставите оценку.
Ученикам предложен текст:
Пришла сима. На дворе холот, стуха. Снек покрыл землю. Ударил сильный морос. Реки и озёра покрылись лдом .
На доске:
морос
холот
стуха
снек
сима
лдом
(Один ученик работает у доски, закрытой от учеников класса.)
- Что можно сказать об этих словах?
1. Объеленены одной темой – “зима”.
2. Какие группы можно образовать?

Орфографическая тетрадь, с.20

- А теперь посмотрите в учебник, с.75, упр.117.
- Можно ли эти слова назвать родственными словами к слову МОРОЗ?
- Читаем. Запишем по памяти в орфографическую тетрадь.
- III вариант делает в виде зрительно-слухового самодиктанта.
Проверка: - Кто больше слов запомнил? (Награждение - эмблема.)

8. Работа в группах (по 4 человека). Предлагаются карточки.
Найди лишнее слово:
моряки, морской, моржи
корень, корневой, коржи
холод, холмик, холодок
носик, носит, носок
семя, семечко, семья
вдруг, подруга и друзья

9. Сценка: “Родственники”.
Учитель: Кто вы такие?
- Я - гусь. Я - гусыня. А это наши гусята.
- А я их тетя гусеница.
Учитель: Ребята, вы согласны?
Вывод: Важно вдуматься в смысл слова.

10. А теперь сделаем вывод по алгоритму.
На доске написано:
- Что такое корень?
- Роль корня в слове?
- Как выделить корень?
Давайте теперь сравним наш вывод с тем определением, которое дано в учебнике. (стр.75).

11.А теперь вам нужно доказать, что корень – главная часть слова.
В этом вам помогут слова:
- 1 вариант – ЦВЕТ
- 2 вариант – ДОМ
- Какой можно сделать вывод? (В корне заключается смысл слова. От одного слова могут образоваться другие слова с тем же корнем ).

ИТОГ: (на доске). Найди правильное определение:
Белоснежка: Корень – это общая часть всех слов.
Буратино: Корень – это главная часть предложения.
Золушка: Корень – это главная часть родственных слов.

Оценки.

Домашнее задание – сказка о корне.

12. И, в заключении, я прочту стих Острового “Первородство”. Пусть оно станет напутствием для вас.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны,
И когда я слышу:
- Извини меня,
Это значит, исключи меня из вины.
У слова цвет своего огня,
Свое первородство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня,
Это значит, берегами меня окружи.
У слова есть корни и есть родня
Они – не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня,
Это значит- укрой меня щитом.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов! Свое нутро!
И если ты в эту проникнешься суть,
Слово тебе сотворит добро!

 
rafinad2007Дата: Среда, 12.03.2008, 20:53 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Конспект занятия по коррекции дисграфии на школьном логопедическом пункте. Тема урока: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 2-й класс

• уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,
• закрепление правильного произношения их в речи,
• совершенствование навыков дифференциации букв на письме,
• развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “С-Ш”,
• развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти.
Ход занятия
1. Орг. момент (релаксация под музыку “Шум леса”)
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).
Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и машем руками)
Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ).
Снова подул ветер.
Л: Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)
А когда подул холодный ветер? (С-С-С-С)
Как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С-Ш”.
2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С”. Контроль в зеркало.
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”)
Стихотворение про звук “С”:
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш”)
Стихотворение про звук “Ш”:
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
Давайте подумаем, чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.
Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки: “ЭС”, “ША”.
- Письмо букв в воздухе.
Зеркальное письмо - обеими руками одновременно в тетрадях пишем букву “С” и букву “Ш” (при выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются, глаза, руки).
Конструирование букв из проволоки.
3. Графический диктант (запись букв в тетрадь при помощи стрелок)

Я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку.
С, С, Ш, С,Ш, С,Ш …..
Я сейчас немного изменю задание: я буду писать стрелки, а вы в тетради буквы.
4.Чтение слоговых таблиц.
Давайте подружим с гласными, прочитаем слоговые таблицы. (Приложение 1)
5. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой).
А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.
6. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую букву.
Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
7. Физминутка.
- Пальчиковая гимнастика:
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.
- Дыхательная гимнастика.
“Дует ветер”. Дуть в отверстие пузырька, чтобы получился свист (нижняя губа касается края горлышка, струя воздуха сильная).
- Стоя. “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний ... Вначале выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.
- Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
- Горизонтальная восьмёрка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.
8. Звуко-буквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд
У каждого ученика ряд цифр от 1 до 10. При помощи цифр ребёнок определяет количество звуков в слове и на каком по счёту месте находится звук “С” или “Ш”.
Перечень слов: Сок, шуба, машина, шалаш, сушки, страшно, старушка, пастушок, машинист, стишок.
9. Работа со словами-паронимами.
Поиграем в игру “Наведи порядок”.
Положили в плошку каску.
Надевал пожарный кашку.
Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.
Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.
На глазах у детворы.
Крысу красят маляры.
Сравнение слов-паронимов, составление предложений, запись слов в тетрадь
Кашка-каска Саше дали кашку.
У пожарников железные каски.
Мишка-миска Соне купили плюшевого мишку.
Дай собаке миску с супом.
Крыса-крыша Надо менять старую крышу.
Мы видели большую страшную крысу.
Башня-басня Мы видели Кремлёвскую башню.
На уроке мы читали басни Крылова.
Машка-маска Я на празднике буду в маске.
Нашу кошку зовут Машка

автор:Горлова О.В.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.



Сообщение отредактировал rafinad2007 - Среда, 12.03.2008, 20:54
 
Форум » Логопедия в школе » Дисграфия » Конспекты уроков
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы