Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР. Дисграфия и дислексия - это затруднения в овладении графической формой речи связанные с общим недоразвитием речи у детей.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы у детей, задержка нервно-психического и физического развития. Поэтому первым шагом к профилактике дисграфии и дислексии должно быть
Обращение родителей к психоневрологу или невропатологу, а вторым -к логопеду. Основная задача логопеда провести диагностику и начать профилактическую работу по предупреждению специфических ошибок чтения и письма как можно раньше. Коррекционная работа должна вестись по всем направлениям: преодоление фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, формирование связной речи, развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, развитие всех психических процессов и подготовка к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква слово, предложение. К большому сожалению существующие методики обучения чтению и письму не учитывают специфики наших проблем, не дают развивающего эффекта и не всегда приводят к хорошим результатам. Используя в своей работе кубики и таблицы Зайцева Н.А. я убедилась как быстро и легко осваивали дети чтение и письмо, при этом сохраняя осанку, получая удовольствие от игры. Метод кубиков Зайцева - практическая реализация рекомендаций основоположника русской физиологии Сеченова И.М.
Сенсорный поток четко дробиться на своеобразные кванты информации, операции сними сопровождаются ритмическими движениями. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы ,раскачивают мозг, облегчая восприятие и деятельность детей.
Поэтому кубики Зайцева-это обходной путь в работе с детьми, имеющими нервно-психическую патологию. Каковы же основные преимущества использования данной методики?
1.Развивается фонематический слух, т.к. дети наглядно могут увидеть ,потрогать и услышать твердые и мягкие звуки - большой и маленький кубики, звонкие и глухие -железные и деревянные. Это позволяет различать звуки даже слабослышащим детям.
2.Наглядно представлен звуко-буквенный анализ и синтез слова. Игра с кубиками
Помогает соотносить звуки с буквами, воспроизводить звуковой образ слова, облегчает
Проговаривание и прочитывание слов одновременно.
3.Наглядно можно увидеть границу слов, складывая предложение, выделять отдельно
Предлоги и союзы.
4.Ударение действительно «ставиться» белым кубиком сверху на нужный слог, который дольше тянем. Этим же кубиком ставим знаки препинания. Заглавную букву обозначаем символически призмой-крышей .
5.Составляя каждый раз новые слова, дети наглядно знакомятся с правилами правописания, зрительно запоминая образ слова, учатся в игре исправлять возникающие ошибки.
6.Работа с кубиками предупреждает оптическую дисграфию -невозможно прочитать
Слово ,перевернув кубик и дети постоянно тренируются в правильном написании букв.
7.Использование кубиков приводит к автоматическому грамотному написанию жи-ши,
Ча-ща, чу-щу т.к. нет других вариантов.
8.Важное достоинство методики - формирование правильной осанки, высокий уровень
Общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора, развитие мелкой моторики, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления.
Безусловно только творческое использование приемов Зайцева Н.А.применение их с учетом особенностей программы логопедических групп дает необходимый результат.