Четверг
28.03.2024
17:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Артикуляционная (речевая) гимнастика - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Родительское собрание » Артикуляционная (речевая) гимнастика » Артикуляционная (речевая) гимнастика (Артикуляционная (речевая) гимнастика)
Артикуляционная (речевая) гимнастика
ИринаДата: Вторник, 25.12.2007, 18:54 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 — 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 — 3 упражнений. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Тема открыта для обсуждения.

 
ИринаДата: Вторник, 25.12.2007, 18:54 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Комплекс артикуляционной гимнастики

Статические подготовительные упражнения

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить а нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с


2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с


4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с


5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8—10 раз.

 
ИринаДата: Среда, 26.12.2007, 01:16 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Динамические подготовительные упражнения


1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз


2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз


3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба


4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз


5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз


6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз


7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление


8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 20:01 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю несколько сказок "о веселом язычке", на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться.

Сказка о веселом язычке №1

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Змейка».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Змейка».)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 20:02 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Сказка о веселом язычке №2

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала от­крылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно ле­жит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 20:02 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Сказка о веселом язычке №3

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 20:02 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Сказка про Язычок. №4

Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

На первых порах, вы читаете и показываете упражнения, потом вы читаете, а ребенок выполняет упражнения.

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 20:03 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Из упражнений, приведенных ниже, вы можете подобрать для своего ребенка более простые, с которых начнете заниматься.

Ходят по двору подружки –
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".

На нижней губке язычок
Расстелим, как половичок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук "ш". передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – "ыыыы"!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

С братом мы возьмём насос –
Будет праздник для колёс:
Подкачаем шины
Папиной машины.
Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Лопаткой яму я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.

Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука "о". затем имитировать захват губами ягоды земляники.

Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слонёнок,
Плачет великан – ребёнок.
Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

Сосёт апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напомнить тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

У щенка малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А весёлая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5

Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко .

Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щёчки.
Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.

Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (как лошадка цокает копытами)

Тик – так, тик – так –
Ходят часики –
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

На качелях мы качались
И друг другу улыбались.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 20:33 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Домик для Язычка

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:

первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.

А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.

Язычок делает ремонт

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 раз

вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу — упражнение “Маляр”.)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху—вниз по внутренней стороне обеих щек.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы — упражнение “Забор”.)


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 20:34 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Язычок делает покупки

Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт — упражнение “Часики”.)

У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик-так, тик-так!”, а каждый час били:

“Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)

Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными — упражнение “Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены — упражнение “Блинчик”.)

Язьгаок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт — упражнение “Вкусное варенье”.)

Утро Язычка

Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)

Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.)

Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.)

Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 20:36 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
У Язычка появился новый друг

Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)

Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.

Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул

спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение “Киска сердится”.) Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” — решил Язьгаок и пошел в дом за едой.

В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”) Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)

Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.

С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.

Новый велосипед

На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колесами (круговые движения языка) и блестящим рулем.

Язьгаок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5—10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире.)

Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла,— упражнение “Иголочка”.) Язьгаок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух (“С-с-с-с”).

“Не расстраивайся!” — начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали ее с .помощью насоса. (“С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками “Насос”.)

Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)

Язычок и лошадка

Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).

Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

На спине у лошадки было широкое седло (упражнение “Чашечка”), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками “держат поводья” и звонко цокают языком — упражнение “Лошадка”.)

Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение — упражнение “Натянем поводья”) и останавливал лошадку: “Тпр-р-р...” (Подуть на губы, а затем на губы и язык — упражнение “Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.)

Язычок в зоопарке

Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли:

лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнения “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

В зоопарке у Язычка появились новые знакомые.

Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)

Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и “болботал”. (Очень быстрые движения широким языком, который бьет по верхней губе, издавая

при этом характерные звуки — упражнение “Индюк”.)

Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение “Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения — упражнение “Змейка”.)

Самой веселой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожи: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)

Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение “Киска сердится”.)

Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке — соленый хлеб (движение губами, захватывающими что-то); бегемоту — большую конфету (кончиком языка как бы прилепить конфету к небу за верхними зубами — упражнение “Конфетка”); индюку — зерна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакательные движения); обезьяне — банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру — кусок мяса (жевательные движения).



Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 20:38 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Язычок в цирке

Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели!

Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: “Ды-ды-ды!” (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами — упражнение “Барабанщик”.)

Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперед-назад, рот открыт — упражнение “Качалочка”, повторить 5—10 раз.)

После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5—10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами — упражнение “Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины. (Упражнение “Киска сердится”.)

Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щеки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение “Фокус”.)

Язычок собирает грибы

Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение “Чашечка”), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение “Ручеек”.) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок;

взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: “А какая вода в твоем ручейке?”)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий

язык “присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба — упражнение “Грибок”.)

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: “Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...” и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.)

Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.

Язычок учится играть на музыкальных инструментах

Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.

Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: “Ды-ды-ды...” (Упражнение “Барабанщик”.)

Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение “Трубочка”: свернуть язык трубочкой и подуть в нее.)

Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык “присасывается” к нёбу, как в упражнении “Грибок”, а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба — упражнение “Гармошка”.)

Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить упражнения “Барабанщик”, “Дудочка”, “Гармошка”.)

автор:Е. КАРЕЛЬСКАЯ, логопед ДО У № 42, пос. Свердловский, Моск. область


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
ИринаДата: Воскресенье, 21.09.2008, 15:14 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 
NusyaДата: Воскресенье, 21.09.2008, 18:28 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 43
Репутация: 5
Статус: Offline
Извиняюсь зв повтор, уже были такие упражнения... shy Но всё же. biggrin
- "Трубочка", "Заборчик"
- "Ворота", "Иголочка"
- "Часики", "Блинчик"
- "Качели", "Мороженое" (="Вкусное варенье")
- "Ковшик" (="Чашечка"), "Котик лакает молочко"
- "Чистим зубки", "Маляр"
- "Молоточек", "Индюк"
- "Лошадка", "Грибок"
- "Гармошка"













Сообщение отредактировал Nusya - Воскресенье, 21.09.2008, 18:31
 
Форум » Родительское собрание » Артикуляционная (речевая) гимнастика » Артикуляционная (речевая) гимнастика (Артикуляционная (речевая) гимнастика)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы