Четверг
18.04.2024
06:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Помощь практиканту - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Ольга  
Форум » Студ. совет. » Логопедический практикум » Помощь практиканту
Помощь практиканту
ИринаДата: Суббота, 16.02.2008, 14:40 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Уважаемые студенты, задавайте волнующие вас вопросы по прохождению логопедической практики.
 
ElyushaДата: Суббота, 01.03.2008, 23:31 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, мне сделать доклад минут на 15 - консультацию логопеда для учителей младших классов. Тема любая. Но чтобы это действительно было интересно и актуально!
 
ИринаДата: Суббота, 01.03.2008, 23:50 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Здравствуйте, Elyusha

Вы не написали, для какого типа школы вы готовите доклад.

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 00:59 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Elyusha
Я дошкольный логопед, личный докладов для школьников у меня нет, но вот нашла несколько интересных статей в Интернете, посмотрите, может что-нибудь пригодится.

Доклад больше подойдет для родительских собраний, но их легко можно адоптировать для учителей.

Намного выигрышнее ваш доклад будет выглядеть, если вы заранее подготовите какой-нибудь наглядный материал: диаграммы, таблицы, авторские дидактические пособия, детские работы и т.д.

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 01:03 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом

В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету, чтению и письму, поскольку современное школьное обучение предполагает определенный уровень овладения этими навыками. Нередко и сами родители, еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, считать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят, какая это буква, то скопируют слово и попросят проверить, то используют число для обозначения некоторого количества предметов. Стремление родителей обучить детей счету, письму и чтению тем более оправдано, когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает занятия по болезни. Однако методы и приемы, которыми пользуются родители при таком обучении, довольно разношерстны, часто интуитивны и далеко не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным результатам. Поэтому необходимо подробнее остановиться на целях обучения началам школьных знаний, включенных в программу подготовки к школе, а особенно на родительских ошибках при организации и проведении такой работы.

Прежде всего следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться родителям при подготовке детей дома.

Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатными буквами, но прежде всего позаботятся подготовить руку ребенка к графической деятельности. Сюда входят такие упражнения, как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам на клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради. Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывным письмом.

Родителям, дети которых предпочитают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях (еда, рисование, открывание двери, бросание мяча и т. п.), лучше до начала обучения проконсультироваться у психоневролога и психолога с целью определения истинности леворукости. Соответственно будет решен вопрос о целесообразности обучения письму правой или левой рукой.

Современная методика обучения чтению начинается со звуко-буквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука. По этой методике работают воспитатели детских садов и учителя начальной школы. Ценность этой методики состоит в том, что обучение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает так называемое чувство языка.

Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. И это вполне объяснимо, так как многим пришлось бы сначала учиться самим. Но все же родители пытаются научить своих детей читать на материале азбуки или букваря. Самое главное здесь - не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например, ша, а не ш, бэ, а не б и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо Ма-ша дети читают: Мэ-а - Ма, шэ-а - ша, Маша. В целом это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им, как ребусы. Например, слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остается непонятым.

На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков (их последовательность можно взять из азбуки или букваря), объяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв - звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например, ма, ра, ша, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама и т.д.) и читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько новых букв - звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.

Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные, скажем, с неправильным ударением, остаются не понятыми детьми.

При чтении ребенку могут встречаться и такие слова, которые не знакомы ему или значение которых забыто. Например, при чтении дошкольниками предложения У осины мох часто возникают трудности с объяснением значения отдельных слов.

Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.

Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и сказки детям 6-7лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая с раннего детства сказка доставит радость.
.
Теперь об обучении счету. К 6 -7 годам ребенок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд - у некоторых детей только до 10, у других до 20, реже - до 100. Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле "пятый по порядку в числовом ряду") от количественных числительных (например: 5 предметов).

Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод.

При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить принципы образования двузначных чисел и ввести ребенка в основы позиционной десятичной системы счисления. Если у ребенка возникают большие затруднения в овладении числовым рядом до 100 (тем более у детей, начинающих обучение с 6 лет), то следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.[c]

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 01:03 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





продолжение…

Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже - по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.
Ознакомить ребенка с понятием "состав числа" можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия "состав числа", т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.

Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа "У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего ?" - и ответ сразу будет готов. В этом случае ребенок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он тем не менее методом присчета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому если ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столкнется с большими трудностями, поскольку школьная программа по математике довольно сложная. Так, первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в простых примерах.

Несмотря на хорошую подготовку к школе и активное участие в ней родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуально-типологические особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счет, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию. Другие же еще не осознали всей серьезности школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе, - как важное, так и несущественное. Но все дети - медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные, ответственные и невнимательные - должны научиться подчиняться единым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т. е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Все, что возможно, учитель учтет при индивидуальном подходе к каждому ребенку, но основными задачами для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого класса.

Поэтому на первых этапах нового для ребенка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учебы. Желательно каждый день расспрашивать ребенка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают, что ребенок понял, а что нет, что его огорчило, что заинтересовало. В начале учебного года первоклассники не записывают домашние задания и им приходится запоминать многое из сказанного учителем. Если ребенок начнет рассказывать родителям о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу - осенние листья или, например, зеленый карандаш. Первоклассники должны привыкнуть все делать осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязанностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребенок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что говорит учитель.

В настоящее время первоклассникам не ставят отметки в течение первой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей.

Автор: Белопольская Н. Л.

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 01:05 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Нарушения речи, чтения и письма

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Что это такое? В первую очередь, в таких случаях имеет место нарушения формирования слова из отдельных звуков - нарушение функций речи и нарушение способности понимать речь. Это очень сложные функции, и не случайно в их реализации участвуют лобные, височные и теменные доли мозга, в сущности - весь мозг. Ведь речь идет о способности мгновенно улавливать и автоматически сливать вместе сложнейшие звуки речи в единое слово, понимая и произнося его.

Возьмем слово "эквилибристика". Выговаривается оно за две-три секунды, а в нем четырнадцать звуков и из них десять - различных! И человек мгновенно улавливает их все и связывает в одно слово. Кратчайшая пауза - и следует другое слово. А в целой фразе и смысловые знаки препинания, и подтекст, тончайшие нюансы. Человек в совершенстве овладел языком другого народа, он говорит на нем чисто, без ошибок, но люди, для которых этот язык родной, мгновенно улавливают иной акцент. Способность говорить и понимать речь - это то гениальное, что дано каждому! И ребенок гениален, усваивая до пяти лет, усваивая в совершенстве, способность говорить и понимать речь.

А насколько сложна способность понимать речь и говорить, знает каждый взрослый человек, овладевающий иностранным языком. Он быстро осваивает алфавит, набирает словарный запас, читает, пишет, но разговорную речь может так и не постичь. И каждый знает, как поначалу мучительно вслушиваешься в чужую речь. При этом есть одаренные, которые проходят этап вслушивания быстро; есть такие, которые вслушиваются годами; а есть и такие, кто так никогда и не вслушается. Вот точно так же есть и дети, у которых нарушена функция вслушивания. Это может быть алалия, когда ребенок может и вовсе не понимать речь; это могут быть и стертые формы, когда и понимание речи, и словарный запас обеднены. Такое случается при задержках психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, при детском аутизме и в каждом случае общего недоразвития речи. И со всем этим следует своевременно обращаться к детскому психоневрологу.

Но и это еще не все. Учительница что-то диктует детям, а они мгновенно оформляют то, что слышат, в письменных текст. И как это легко одним, и как, Господи, это тяжело другим! И у тех, кому это дается тяжело, - дисграфия. Такой ребенок знает грамматические правила, но... чудовищно безграмотен в письме. Он как будто не видит, что пишет! Вот он написал: "Корва". У него спрашивают: "Что ты написал?" И он уверенно заявляет: "Корова". Ему говорят: "А где буква "о"?" Он мучительно всматривается в написанное и или так и не видит ошибку, или смущенно исправляет ее.

Ребенок с дисграфией нередко пишет печатными буквами, потому что ему не дается каллиграфия - тонкое, верное и красивое выписывание букв; ему приходится писать печатными буквами, потому что у него ужасный почерк. Ему нередко до конца жизни не освоить автоматизированную, четкую, не изменяющуюся "банковскую подпись". Дети увлеченно рисуют уже в средней группе детского садика. Пытаются рисовать и дети, у которых позднее, в школе выявится дисграфия, но рука у них "не идет". И они, в конце концов, отказываются от рисования, чтобы избежать насмешек. Естественно, они не способны воспроизвести геометрические фигуры. Нарисованный ими круг похож на зубчатое колесо. И придет время, когда их кошмаром станут уроки черчения.

Все это, как правило, сочетается с недоразвитием и общей тонкой моторики. Мать застегивает страдающему дисграфией ребенку пуговицы, собирая его в школу, и шнурует его ботинки! Такие дети неловко бросают мяч и неуклюже бьют по нему. Им не быть спортсменами, и они страдают от насмешек сверстников на уроках физкультуры. Им не нарезать хлеб без того, чтобы не порезаться. Им не намазать масло на хлеб: масло окажется на пальцах, рукаве, но не на хлебе. Страдающие дисграфией дети драматически неуклюжи. Очевидно, что их не обучить работе на станке, им не быть часовщиками, телевизионными мастерами, ибо их пальцы, их руки - как палки. Они - "безрукие". Они - слоны в посудной лавке.

Очевидно, что у детей с дисграфией органическое поражение головного мозга, чаще всего на почве отягощенных родов. Очевидно, что у них нарушена зрительно-моторная координация, что у них нарушена тонкая моторика, что у них неловки пальчики. И, уловив все это уже со средней группы детского садика, родители не только своевременно посетят с таким ребенком невропатолога, но и будут неустанно способствовать развитию тонкой моторики ребенка. Тут, как говориться, следует лечь костьми, чтобы пальчики ребенка стали ловкими и движения их были точными! Тренировка, тренировка, тренировка - и даже зайчик научится стучать в барабан...

Дисграфии, как правило, предшествует дизартрия - косноязычие, когда на вопрос воспитательницы детского садика о шишке на рисунке или в руках: "Что это?" - один отвечает "фиска", другой - "сыска", а третий - "хиска"... Дети с дизартрией проглатывают окончания слов или какой-то звук в слове, путают падежные окончания, часто используют слова-паразиты: "вот, понимаешь, знаешь, того, это, слушай, оно..." Естественно, таких детей ведут к логопеду и логопед, как правило, быстро ставит у них звуки. Мы пишем о дизартрии только для того, чтобы ребенок, страдающий ею, как можно раньше попал к логопеду, ибо, своевременно устранив дизартрию, тем самым предупреждают развитие дисграфии. Ведь, как правило, кто чисто и грамотно говорит, тот и грамотно пишет. А главное, дизартрия выявляется раньше дисграфии, и если она есть, надо начать совершенствовать тонкую моторику ребенка, тренировать на ловкость и точность его пальчики, предупреждая тем самым дисграфию.

Есть дети, которые долго (до пятого-шестого класса, а то и еще позже) испытывают трудности при чтении вплоть до того, что читают по слогам и в третьем-пятом классах или читают медленно, трудно, напряженно, часто - монотонно, так, как читает трудный текст на иностранном языке человек, не говорящий на нем. И это - дислексия.

Дислексия, как и дисграфия, если она трудно поддается исправлению, а то и вовсе неизлечима, может исказить судьбу человека. Учитель, естественно, требует, чтобы родной язык был освоен хорошо. Нет ни одного среднего профессионального и высшего учебного заведения, где не было бы вступительного экзамена по родному языку. И это справедливо. Родной язык надо знать! Однако, для детей с дислексией или дисграфией родной язык в школе, как правило, становится мучением; хорошо успевая по другим предметам, они нередко из-за неспособности в нужной мере овладеть грамматикой родного языка дублируют третий, пятый, шестой классы.

В результате их развитие задерживается, они комплексуют из-за "дождя" двоек, их не пропускают в десятый класс. Что же касается вступительного экзамена по родному языку при поступлении в институт, то приведем один случай из жизни по этому поводу: несколько десятков технически одаренных юношей не попали в свое время в Горный институт, а их места заняли грамотные девочки. А когда выпускникам пришло время отправляться на работу в геологические экспедиции, в шахты, некого было посылать на эти мужские рабочие места... Девочки вышли замуж, обзавелись детьми, сменили профессию. Потенциально одаренные мальчики не стали инженерами, геологами, горными мастерами. А ведь дислексией, дисграфией страдали Андерсен, Бор, Роден, Черчилль, Эдисон, Эйнштейн и прочие!

И детей с дислексией или дисграфией следует понимать, не травмировать их, не "закомплексовывать". Не понимать таких детей, не помогать им найти себя в этой жизни, в призвании, в жизненно необходимом каждому человеку достойном самоутверждении, не ободрять их, не быть терпеливыми с ними - страшный грех, подобный насмешкам над горбатым.

Таким детям надо искать компенсацию в том, в чем они, как правило, одарены. Они часто одарены математически или музыкально, оригинально мыслят, видят, чувствуют, у них нередко блестящие конструктивные способности, талант к глубокому научному, экономическому, политическому, психологическому анализу. И если они так и останутся с известными трудностями в чтении и письме, не следует мешать им найти свою судьбу, реализовать свое призвание... Во всяком случае, учителя не должны допустить, чтобы страдающим дислексией или дисграфией исказил судьбу именно родной язык...

Автор: В.И. Гарбузов

 
ИринаДата: Воскресенье, 02.03.2008, 01:10 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Грамматические ошибки

Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании - например, вместо "б" пишет "п" и т. п.). Это и импульсивность, неумение контролировать свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться.

Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации.

Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".

Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики.

И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.

Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький ребенок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как малыш, коверкающий слова.

Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок".

Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.

Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).

Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне и т.д.").

Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок на письме. Это умение запоминать, "фотографировать" слова глазами, а еще умение мысленно представлять слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.

- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду.

- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.

Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы занятия с профессионалом - логопедом или корректором по русскому языку. Сколько понадобится таких занятий, зависит от степени речевых нарушений у ребенка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать мгновенных сдвигов.

Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать их правильно!"

 
ElyushaДата: Воскресенье, 02.03.2008, 10:08 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Ирина, большое спасибо за поощь и советы!!!
 
ГостьДата: Среда, 05.03.2008, 18:10 | Сообщение # 10
Группа: Гости





Здравствуйте.Помогите пожалуйста составить подгрупповые занятия для детей дошкольного возраста.
 
ИринаДата: Среда, 05.03.2008, 21:59 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Здравствуйте гость, обязательно поможем, зарегистрируйтесь пожалуйста, и напишите подробнее, диагноз, возраст детей, тему занятия.
 
ka2007loДата: Пятница, 07.03.2008, 23:23 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Нам по практике задано задание провести 5 подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет.Диагноз-ОНР.Лексическая тема занятий, "Животные".
 
ИринаДата: Воскресенье, 09.03.2008, 14:50 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





ka2007lo
Мною составленные занятия "Скотный двор" "Домашние птицы и их детеныши" ТУТ
 
ka2007loДата: Воскресенье, 09.03.2008, 21:57 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Ирина, Здравствуйте. Прочитала конспекты, которые Вы выложили. Большое спасибо. Они мне пригодятся!
 
ЛенаДата: Вторник, 11.03.2008, 11:18 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Ирина, есть ли у вас какое-нибудь воспитательное мероприятие для детей перового класса (или минимум - подготовительной логопедической группы)? Тема любая. Это могут быть уроки вежливости или что-то вроде этого. Если есть, очень прошу Вас выложить сюда его.
 
Форум » Студ. совет. » Логопедический практикум » Помощь практиканту
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы