Речевое развитие ребенка
на пятом году
Словарь.
К
пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре
появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов
домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс
качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем
пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в
некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Воспитатель вместе с
введением в активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла
употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые
оттенки.
Грамматический строй.
У
детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети
употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в
основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко
имена существительные заменяются местоимениями.
Звукопроизношение.
В
возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у
других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и
речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и
произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные
недостатки произношения звуков: 1) не всегда шипящие произносятся четко; 2) р
заменяется л или й; 3) л заменяется л'; 4) характерна еще некоторая
неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие
(с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т)
звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука
употребляют другой («у Маши сарф») Перед воспитателем стоит задача — научить детей
правильно произносить все звуки родного языка.