На
первом году
Каждый родитель
хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не
каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И
причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические,
речевые или физиологические проблемы.
Задача родителей
- вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой
проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Очень важно вовремя
обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не
приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее будет
ее устранение.
Для того чтобы
понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать
этапы развития речи ребенка.
Первый
месяц
У ребенка интенсивно развивается головной мозг,
физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая
роль принадлежит слуху. Если ребенок не слышит, то речь без специального
обучения развиваться не может.
Приблизительно
на 2-3-й неделе появляется новая реакция, по сравнению с уже имеющимися у
ребенка при рождении. Она выражается в торможении общей двигательной
активности. На 3-4-й неделе жизни, слуховое сосредоточение можно получить не
только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.
Сенсорные
реакции. Для появления речи очень важно и зрительное восприятие, которое
является основным средством познания окружающего мира на первом году жизни
ребенка. У ребенка с первых же дней жизни имеется ряд защитных и
ориентировочных зрительных реакций - зрачковый рефлекс, жмурение при ярком
свете, поворот глаз и головы к свету, ступенчатое слежение глазами и
поворачивание головы вслед за медленно движущимся предметом. На протяжении
первого месяца жизни появляются новые зрительные реакции: обычно на 3-4-й
неделе - зрительное сосредоточение или задержка взора на предмете. На первом
месяце жизни увеличивается расстояние, с которого ребенок может следить за
движущимся предметом. Если при рождении это расстояние равно 20-30 см от глаз
ребенка, то к концу первого месяца жизни оно уже равно 1 -1,5м.
Голосовые
проявления в этом возрасте связаны с криком, который имеет разнообразные
интонации уже в первые недели жизни. Крик является показателем развития речи. У
здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом.
Насторожить может слишком пронзительный или тихий крик, в виде отдельных
вскриков, всхлипываний, которые ребенок произносит на вдохе. В наиболее тяжелых
случаях крик может отсутствовать.
Второй месяц.
Примерно с полуторамесячного
возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке
взрослых. Крик становится
интонированным. Насторожить может однообразный, неинтонированный крик. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь
полноценными гласными звуками.
Сенсорные
реакции. Длительность зрительного сосредоточения возрастает, отмечается
самостоятельный поворот глаз в сторону предмета. Развивается слуховое
восприятие: ребёнок поворачивает голову на звук сбоку, затем на звук над
головой - закидывает голову.
Третий месяц.
Гуление становится разнообразнее,
появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в –и и т.д. Сначала звуки
короткие и отрывистые - "гукание" (гортанные звуки "гы",
"хы"). В ответ на поощрение ребенок активизирует
гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. Первые
взаимоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального
общения. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на
речь взрослого – произнесением звуков.
Сенсорные
реакции. Происходит активное развитие зрительного и слухового восприятия.
Слуховые раздражители вызывают зрительную реакцию. На звук человеческого голоса
дети поворачивают голову и ищут взором говорящего человека; задев игрушку
рукой, сразу смотрят на нее. На третьем месяце ребенок следит за движущимся
предметом на расстоянии 4-7 метров, за предметом, перемещающимся в разных
плоскостях. Общение ребенка со взрослым происходит на основе зрительного восприятия.
Зрительное восприятие является основным средством познания окружающего мира в
этот период.
От трех до шести месяцев
Гуление преобразуется в
«свирель», т.е. произнесение цепочки звуков какадом: аль –ле-е-лы-агы-аы. Они
делаются продолжительнее, певучими и воспроизводят интонацию взрослого, если
к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Также появляется
ритмическое и звуковое подражание. С четырех месяцев ребенок различает фразы
взрослого по интонации.
Сенсорные
реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает
взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К шести месяцам хорошо
определяет направление звука в пространстве. Этот период характеризуется
активным развитием руки как органа действия и органа познания.
От
шести до восьми месяцев.
Для
развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания
голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте главное новообразование появление
лепета, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны
довольно ясные звуки. Звуки гуления постепенно заменяются произнесением
слогов, заканчивающиеся на гласные звуки: ба, па, ма.
Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним
слоги. Период лепета очень важен, так как малыш подолгу упражняет
свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и
фонематический слух. В лепете проявляются интонации удовольствия и
неудовольствия.
Сенсорные
реакции. Малыш начинает понимать жесты окружающих его людей. Развивается начальное
ситуационное восприятие обращенной речи. Он находит глазами называемых членов
семьи и отчётливо реагирует на чужих людей.
От восьми до десяти месяцев.
Это период модулированного лепе-та. Ребенок способен
по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно
поощрять ребенка к лепету, так как он уже способен копировать интонацию.
Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Ребенок лепечет в общении со
взрослым, внимательно слушает речь взрослого. Голосовые реакции ребенка
отделяются от общего комплекса оживления и становятся активной формой общения
ребенка со взрослым.
Неблагоприятные
факторы - носовой оттенок лепета, затухание лепета. Развивается понимание речи.
Опорой в этом умении является зрительное восприятие.
Девятый- десятый месяцы
Ребенок способен по подражанию
произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять
ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш
выражает свои потребности и эмоции.
Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является
зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с
помощью речи.
От десяти до
двенадцати месяцев.
Дети
понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные
жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого
ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть дети, не имеющие в активном
словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.
Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов:
"ка" - каша, "пу" - капуста; простые двусложные слова,
состоящие из двух одинаковых слогов: "мама", "папа",
"баба" и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями,
так как они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет
сочетания по грамматическим правилам языка.
Итоги
первого года жизни
Первый год жизни
ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время
у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика - к
гулению, от гуления - к "свирели", от "свирели" - к лепету,
от лепета - к первым словам-понятиям. Зрительное восприятие развивается от
первичных защитных реакций к способности совместного рассматривания. Улучшается
физический слух. Если новорожденный ребенок реагирует только на сильный
раздражитель, то к концу первого года жизни он различает отдельные шумы, звуки,
интонацию, слушает музыку, тиканье часов.
Развитие
понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию в 3 месяца и
завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, выполнением
простых просьб, пониманием названий отдельных предметов, узнаванием их на
картинках в 11-12 месяцев.
Таким образом, к
концу первого года жизни возникает общение между ребенком и взрослым не только
на эмоциональной основе, но и с помощью речи, то есть происходит становление
коммуникативной функции речи
|