Взаимодействие с родителями в
условиях логопедической группы
Важной и
неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является
тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,
недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия
на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о
необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в
логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями.
Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические
встречи в родительском клубе, круглые столы, презентации, наглядная информация
в родительских уголках, выпуск газеты и др.
На практике
приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям
семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное
разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять
на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит
достижение желаемых результатов.
По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи
ребёнка родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные
направления работы с ребенком.
Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может
быть разделена на этапы:
• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных
способностей;
• расширение
словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
• развитие диалогической и монологической форм речи.
На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и
задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих,
первостепенных.
Основные задачи:
1. Формирование навыка понимания речи.
2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с
новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение
новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в
самостоятельной речи.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого
анализа, синтеза, речевых обобщений).
6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Актуальные рекомендуется выносить на родительские собрания, освещать в других
формах взаимодействия с родителями.
Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:
- от степени сложности дефекта;
- от возрастных
и индивидуальных особенностей ребенка;
- от регулярности проведения занятий;
- от участия родителей в коррекционном процессе.
Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу
с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении
всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском
возрасте - всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические
приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для
последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое
внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над
поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще
ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет
заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в
отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с
логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы.
Логопед (педагог) должен учитывать при этом темперамент, характер ребенка,
лево-правополушарный тип, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т.
д.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от
дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на
том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более
простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то
сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом
только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и
сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить
веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит
присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры,
попытаться вовлечь его в этот процесс.
Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям
научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и
часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это
касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный
звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать
каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в
параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях
вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его
необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место
правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки
правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на
фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать
выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.
Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не
получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела
кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту»
ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок
вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится
ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом
удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен
и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят?
Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши
руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же
нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится
что-либо делать.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые
родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том,
что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес
ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука»
осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на
риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога,
подсмеивания друзей и т.д.
В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных
советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь
- постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не
бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать
местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не
«Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему
плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких
праздников.
Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли»,
сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У
ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим,
владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы
эти занятия были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно
сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в
определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это
время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация
родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности
родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на
исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во
много раз больше времени и сил.
2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут - для
детей младшей группы;
15-20 минут - для детей средней группы;
20-30 минут - для детей старшей группы.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при
ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по
дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед
зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать
альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или
составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и
среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!»,
«Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать
адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом
«фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию»
со сверстником, братом, сестрой.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.