Логопедия.
Логопедия —
наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством
специального коррекционного обучения и воспитания
Л огопедия
является одним из разделов специальной (коррек-ционной) педагогики. Термин
логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь) и пейдео
(воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».
Предметом логопедии является изучение
закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними
отклонениями в психическом развитии. Логопедия традиционно подразделяется на
дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы логопедии как педагогической
науки разработаны Р.Е. Левиной в 50-70-х гг. XX века и базируются на учении о
сложной иерархической структуре речевой деятельности.
Психологическую основу методик коррекции нарушений речи у детей составляет
теория речи и речевой деятельности. Речевая деятельность реализуется в ее
основных видах: слушание (аудирование), говорение (произношение), чтение,
письмо (письменная речь). Эти виды являются основными для взаимодействия
человека в процессе вербального общения. В зависимости от направленности на
прием (декодирование) или выдачу (кодирование) речевого сообщения виды речевой
деятельности подразделяются на рецептивные и продуктивные.
Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и
внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет
полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство
общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения),
индикативную (средство указания на предмет).
Практическое решение проблемы преодоления речевого недоразвития у детей
определяется пониманием соотношения языка и речи. Нередко эти термины
неправильно употребляются как синонимы. В современных психологических и
лингвистических исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий.
Язык — это система объективно
существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание
и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.
Речь
же представляет собой психофизиологический процесс реализации языка.
Язык
является средством общения, а речь — процессом общения.
В процессе речевого опыта у нормально развивающегося ребенка формируется
речевая способность (лингвистическая способность, как указывается в некоторых
работах). А.А. Леонтьев отмечает, что механизм речевой способности формируется
на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием
речевого общения. Лингвистическая
способность — это совокупность речевых навыков и умений,
сформировавшихся на основе полноценных предпосылок их развития. Различают
четыре вида речевых умений — умение говорить, аудировать — для устной речи, умение
писать и читать — для письменной речи.
Компонентами
лингвистической способности являются:
—
ярковыраженная вербальная память, проявляющаяся в быстром образовании
вербальных ассоциаций;
—
быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений,
выражающихся в формировании «чувства правильности» речи.