Схема логопедического
обследования
1. Собеседование начинается с цели
посещения, жалоб; родителей и ребенка.
2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.
3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой,
психический). При этом особое внимание обращают на:
• предречевые вокализации (гуканье, гуление);
• появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;
• качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры,
аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).
4. Проводится объективное исследование ребенка.
4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные
отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия,
игры, особенности представлений об окружающем.
4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются
тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по
словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания,
соскальзывания, выраженной замедленности.
4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и
обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.
4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном
фоне, с недостающими элементами).
4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на
зашумленном фоне, с недостающими элементами)
4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление
причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности
рассказа).
4.7. Исследуется импрессивная речь — понимание связной речи, понимание
предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных
конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных,
глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание
слов (противоположных по значению, близких по значению).
4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:
♦ фонематический анализ — выделение звука на фон«И слова, выделение звука из
слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам,
определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по
противопоставлениям (звонкость—глухость, мягкость—твердость, 1
свистящие—шипящие и т. п.);
♦ фонематический синтез — составление слов из последовательно данных звуков,
составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;
♦ фонематические представления — придумать слово на определенный звук.
4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:
♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис.
Отмечаются параметры движений — тонус, активность, объем движения, точность
выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и
лишние движения (синкенезии);
♦ состояние звукопроизношения — изолированный вариант, в слогах: открытых,
закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной
слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов,
уподобление слогов, перестановка слогов;
♦ словарный состав языка — самостоятельное дополнение ребенком тематического
ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих
категориальных названий.
Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов,
наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления
слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i
♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений
(однословные, двусловные и более), характер употребления
предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения,
преобразование единственного числа существительных во множественное в
именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в
единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние
функции словообразования, образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных
(относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей
животных, образование глаголов с помощью приставок.
4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки,
составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая
последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма,
особенности словаря.
4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная
выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и
особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).
5. Анализируется состояние письменной речи.
5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных
тетрадях):
♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза;
♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;
♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти;
♦ проверяются слуховая дифференциация фонем;
♦ проверяется состояние динамического праксиса;
♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое
левшество);
♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант,
самостоятельное письмо);
♦ отмечаются особенности почерка;
♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.
5.2. Исследуется навык чтения:
♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;
♦ отмечается способность правильно называть буквы;
♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается
характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв,
семантические замены);
♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);
♦ выявляется понимание прочитанного;
♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно
читать).
6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер
нарушения устной и письменной речи.
7. Формулируются рекомендации