Одно из центральных мест в системе комплексного
обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК занимает оценка речевого
развития ребенка. Известно, что речь почти всегда является показателем того или
иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает прежде всего определение собственно
речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального
интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих
случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие
фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие
лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Губительное
нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени —
это единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения
артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения
(стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия,
при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены
анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения
артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов
(восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков,
фонематического анализа и синтеза).
Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря,
аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в
несформированнос-ти связной повествовательной речи (образование текста).
Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными,
либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением
устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.
Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в логопедический
кабинет при ПМПК, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения
чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).
Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное
изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической
стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения.
Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в
последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с
дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.
Одной из задач исследований является диагностирование сложных пограничных
нарушений, когда имеется снижение интеллектуальной деятельности в разной
степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница
нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной
недостаточностью (нарушения слуха или зрения).
В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного
нервно-психического заболевания. Задача логопеда — определить степень речевых
расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для
школьников является достаточно равномерное нарушение и
фонетико-фонематического, и лексико-граммагического строя речи, обусловленное
основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с
задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью
сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя
(трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднения в
понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточная сформированность
связной речи).
Особенности речевой функции каждого ребенка сопоставляются с показателями
обследования других специа-листов: психиатров, невропатологов, психологов,
педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов).
Заключительный диагноз на каждого ребенка включает уровень интеллектуального
развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и
развернутый речевой диагноз.