Дислексия
Дислексия (от греч. или
лат.: "dys" – отрицание и лат. "lego" – читаю) —
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся
ошибках стойкого характера.
Выделяют
фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и
тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций
фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия,
проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при
технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием
грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия,
проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных
заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) —
дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных
букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга
может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую
дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном
узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию,
проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия,
которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования
тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Алексия — полная неспособность или потеря способности
овладения процессом чтения.