Дислалия
Дислалия - нарушение звукопроизношения. Это одно из наиболее часто встречающихся у детей нарушений речи. О дислалии говорят в тех случаях, когда у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький.
При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать.
При искажении звука вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (горловой Р, межзубный С). Ребенок, не имея возможности правильно артикулировать нужный звук (например, из-за особенностей строения органов артикуляции или из-за недостаточности владения ими), ищет и создает свой вариант звука, максимально приближая его звучание к общепринятому. Самостоятельно найденный выход из трудного положения говорит о зрелости фонематических представлений ребенка. Если в возрасте до 3-4–х лет ребенок может спокойно говорить вместо РАК - ЛАК, вместо КРЫША - КРЫСА и т.д., не заботясь о том, как его поймут, то в более старшем возрасте ребенок с нормально сформированным фонематическим слухом уже не может себе этого позволить, так как понимает, что от выбора звука зависит смысл высказывания.
Если же у ребенка недостаточно сформировался фонематический слух, в его речи возможны замены (вместо ШАПКА - САПКА, вместо КОЗА -КОСА) или смешение звуков, когда ребенок может правильно произнести звук, но не всегда делает это.
Существует несколько видов слуха. Благодаря физическому слуху мы слышим и различаем вообще все звуки окружающего мира. Глухие люди его лишены. Все знают о музыкальном слухе. Он помогает нам воспринимать язык музыкальных произведений. Речевой слух дает возможность различать все тонкости звучащей речи. Можно обладать прекрасным музыкальным слухом и плохим речевым, или наоборот.
Речевой слух включает в себя фонематический слух. Он необходим, чтобы выделить в звуках речи признаки, существенные для понимания смысла слов, овладеть фонематической системой языка. Из всего множества звуков только очень небольшое количество является основными для языка, эти звуки и называются фонемами. Фонемы различают смысл и форму слова. При недостаточности фонематического слуха они смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова звучат неотчетливо, слышимая речь плохо воспринимается.
Несовершенство фонематисеского слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).