Дислалия
Дислалия - нарушение
звукопроизношения. Это одно из наиболее часто встречающихся у детей нарушений
речи. О дислалии говорят в тех случаях, когда у ребенка нормальный слух,
достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская
грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как
маленький.
При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие,
смешиваться или просто отсутствовать.
При искажении звука вместо правильного произносится звук,
которого нет в фонетической системе русского языка (горловой Р, межзубный С).
Ребенок, не имея возможности правильно артикулировать нужный звук (например,
из-за особенностей строения органов артикуляции или из-за недостаточности
владения ими), ищет и создает свой вариант звука, максимально приближая его
звучание к общепринятому. Самостоятельно найденный выход из трудного положения
говорит о зрелости фонематических представлений ребенка. Если в возрасте до
3-4–х лет ребенок может спокойно говорить вместо РАК - ЛАК, вместо КРЫША - КРЫСА
и т.д., не заботясь о том, как его поймут, то в более старшем возрасте ребенок с
нормально сформированным фонематическим слухом уже не может себе этого
позволить, так как понимает, что от выбора звука зависит смысл
высказывания.
Если же у ребенка недостаточно сформировался
фонематический слух, в его речи возможны замены (вместо ШАПКА -
САПКА, вместо КОЗА -КОСА) или смешение звуков, когда
ребенок может правильно произнести звук, но не всегда делает это.
Существует несколько видов слуха. Благодаря физическому
слуху мы слышим и различаем вообще все звуки окружающего мира. Глухие люди его
лишены. Все знают о музыкальном слухе. Он помогает нам воспринимать язык
музыкальных произведений. Речевой слух дает возможность различать все тонкости
звучащей речи. Можно обладать прекрасным музыкальным слухом и плохим речевым,
или наоборот.
Речевой слух включает в себя
фонематический слух. Он необходим, чтобы выделить в
звуках речи признаки, существенные для понимания смысла слов, овладеть
фонематической системой языка. Из всего множества звуков только очень небольшое
количество является основными для языка, эти звуки и называются фонемами. Фонемы
различают смысл и форму слова. При недостаточности фонематического слуха они
смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова звучат неотчетливо,
слышимая речь плохо воспринимается.
Несовершенство фонематисеского слуха может стать одной из причин
появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к
стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
|