Причины
речевых нарушений
При анализе
причин возникновения нарушений учитывается соотношение речевого дефекта и
сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при
коррекционном обучении.
Большое
значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если
речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в
младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на
успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или
дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно
повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее
выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях
с «повышенным риском», к которым относятся:
1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом
Асфиксия — недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие
нарушения дыхания.
2)
семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у
одного из родителей или у обоих;
3)
семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное
заболевание, тяжелый токсикоз;
4)
семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую
асфиксию, травму или нейроинфекцию, черепномозговые травмы в первые месяцы
жизни.
В нашей
стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и
ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных
женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию
женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
В
профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация
детей, перенесших родовые травмы.
Большое
значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет
распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей,
педагогов и населения в целом.