Методы
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди
которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны
речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Огромная роль в этом
процессе принадлежит воспитателю.
Словесные методы — на обучение пересказу, беседе, рассказу без
опоры на наглядный материал и т.п.
Практические методы используют при формировании речевых навыков
путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок и т.д.
Особое значение в логопедии придается использованию репродуктивных
и продуктивных методов и их сочетанию с учетом специфики речевого нарушения.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
детей, формировании навыков четкого произношения звукослоговых упражнений, при
восприятии речевых образцов. Их роль особенно велика в формировании
первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушений голоса.
Эффективность этих методов значительно увеличивается, если их использовать в
контексте интересных для ребенка видов деятельности
Продуктивные методы более широко используются при построении
связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Переход
к использованию продуктивных методов каждый раз определяется логопедом и
воспитателем в зависимости от конкретных задач коррекции нарушения и уровня
сформированное необходимых предпосылок для перехода к самостоятельной речи.
От правильного соотношения применяемых методов во многом
зависят эффективность логопедического воздействия, качество и прочность
сформированных речевых навыков в свободном общении.
Методика логопедического воздействия при различных видах и формах
речевой недостаточности использует все многообразие психолого-педагогических
методов дошкольной коррекционной педагогики. Особенности применения этих
методов определяются спецификой речевого расстройства, структурой соотношения
первичных и производных нарушений речи ребенка, его возрастными особенностями