ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ»
В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие»,
разработанные Детским Центром Л.А. Венгера. Программа разработана для всех
возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка
и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы
подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы
обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным
особенностям детей дошкольного возраста.
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических
положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития,
перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому
пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни
было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям
видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при
условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем»,
открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой
теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т.е.
обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами
деятельности.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются
как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических
для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является
построение и использование образов, соответствующих фиксированным в
человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей
и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным
эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и
др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы,
соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и
т.п.).
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки,
рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех
возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью
8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе
благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения
к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентирован-ную
модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и
партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей
детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у
детей характерных для их возраста способностей проявляется в
— умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства,
существенные для решения задач);
— развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении
наглядных задач, так и в ситуации общения;
— развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её
реализации.
К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной
работы в детском саду.
Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.