ПРОГРАММА «РАДУГА»
В 1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинается
разработка программы «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат
педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти
разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.
Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность,
самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и
добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не
как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития
ребёнка.
Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:
— создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
— обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и
психического);
— способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
— формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
— приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству,
морали и др.).
В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является
решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность
воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная
педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований:
целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном
возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в
среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем
дошкольном возрасте).
Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе
теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии
ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает
широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых
целей, позволяет искать свои пути решения.
Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет,
являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в
деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя
годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это
значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их
окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ
будущего результата.
Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных
между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера,
построить поезд из стульев, домик из песка и т.д.
Ещё одна важная линия развития деятельности — отношение ребёнка к продукту
таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым
результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются
определённые требования к качеству ожидаемого результата.
Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого
ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может
разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что
более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность
самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является
важным условием самостоятельной и творческой деятельности.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание
мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них
сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы
возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют
три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то
новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и
мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное
описание применительно к разным разделам работы.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к.
она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе
которых происходит воспитание и развитие ребёнка:
— физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);
— игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
— изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с
декоративным народным искусством — жёлтый цвет);
— конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);
— занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических
переживаний — голубой цвет);
— занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
— математика (фиолетовый цвет).
Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают
прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить
его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система
педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует
высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для
каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической
работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и
продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое
содержание, цель и средства.
К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам
реализовать данную программу.
Программа «Радуга» рекомендована Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации.