ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
Коллективом научных сотрудников центра "Дошкольное
детство" им. А.В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году
данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная
для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».
Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного
детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего
развития человека
Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба
черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и
обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в
развитии и саморазвитии ребёнка.
Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт
дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию
образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он
обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к
следующему возрастному периоду.
Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки
и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция
психологического возраста как этапа (стадии) детского развития,
характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не
совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей
продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее
детство, состоящее из двух стадий, :— младенческий возраст (от рождения до
года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также
состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и
старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).
В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача
развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности,
в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит
развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый
психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по
четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и
физического.
Вся программа включает два блока: базис и
вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют
следующий че" тыре компонента:
1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его
личности (обозначены знаком «солнышко»);
2) задачи развития («цветок»);
3) показатели развития («яблоко»);
4) базисные характеристики личности («детское личико»).
К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак
«лейка»).
Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия
педагогической работы».
В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение»,
«Грамота».
В приложении даны факультативы:
1) «Обучение второму языку»;
2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;
3) «Мир природы в городе и ребёнок».
Программа рекомендована Московским комитетом образования