ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной
педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель
программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период
дошкольного детства: интеллектуального, физического,
эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с
различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения
устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы,
декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение
личного опыта ребёнка. Количество занятий и их продолжительность не
регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять
необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме
дня.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание
позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел
«Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное
отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного
возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни), средний (пятый год жизни) и
старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной
определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в
каждом возрастном разделе такова:
— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития
ребёнка;
— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
— общие задачи воспитания;
— представления (ориентации);
— практические умения;
— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
— методические советы;
— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
— заключение.
В помощь воспитателям, работающим по этой
программе, подготовлена специальная серия методической литературы —
"Библиотека программы «Детство»". В пособии «План-программа
образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А.
Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам
деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой,
речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком
изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного
процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к
планированию своей работы.
Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию
Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных
учреждений Северо-Западного региона.