Четверг
19.10.2017
17:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Анатомо-физиологические механизмы речи »

Меню сайта
 

Темы форума

  • Добро пожаловать на форум!

  • Родительское собрание

  • Консультативный центр

  • Логопедическая пятиминутка


  • Анатомо-физиологические механизмы речи

    Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

    Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых "изолированных речевых центров".

    В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные "центры", а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

    Понимание роли отдельных частных систем мозга в его целостной деятельности позволяет проводить системный анализ речевых расстройств.

    Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах.

    Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности.

     В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки.

    В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

    К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный.

    Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражении.

    Результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речевых реакций, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.

    Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, регулирующие тонус и побуждающие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению голоса и характерных речевых шумов. К центральной нервной системе идут чувствительные раздражения от периферического речевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

    Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет, наиболее просты; они осуществляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и наблюдаются у детей уже с первых месяцев жизни.

    В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать интонационную сторону речи, что, по-видимому, может быть связано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

    В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые звуковые последовательности. Это означает, что начинают функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

    Ребенок научается подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.

    Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется. Ребенок первых лет жизни (2-5 лет) под контролем слуха и кинестетических раздражении (а также и зрения) научается управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществления которой особое значение имеет зрительный анализатор.

    У взрослого человека речь так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мышлении, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдельные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чтение, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отделами целостной функциональной системы речи, что явно вскрывается в речевой патологии. Логопед должен быть знаком с деятельностью основных анализаторов (слухового и двигательного), принимающих участие в формировании и осуществлении речи.

    Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора, расположенный в височных долях мозга. Наиболее сложный анализ и синтез речевых слуховых сигналов с обобщением их в фонематическую систему языка осуществляется вторичными и третичными отделами коры левой височной доли доминантного полушария.

    Человек воспринимает звуки и дифференцирует их по силе, высоте, длительности звучания и тембру, но этот слух оказывается недостаточным для восприятия даже элементарной речи.

    Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения и особенно звуки речи развивается у ребенка под влиянием окружающей речевой среды, причем в процессе активного овладения тем или иным языком.

    Эта приобретаемая в индивидуальном развитии способность и носит название смыслоразличительного или фонематического слуха.

    Нарушения слуха, особенно в детском возрасте, лишают речевые движения их нормальной чувственной основы и приводят к тому, что артикуляции, утерявшие свой контроль со стороны слуха, у ребенка недоразвиваются.

    Нарушения слуха могут иметь периферический и центральный характер.

    Под нарушениями слуха периферического характера, нередко ведущими в детском возрасте к глухонемоте, имеются в виду такие нарушения, которые возникают при поражении среднего уха, проводящего звук к рецепторному звуковоспринимающему аппарату во внутреннем ухе, или самого этого аппарата. К глухоте могут приводить и поражения слуховых нервов.

    Центральное снижение слуха наблюдается при поражении проекционной зоны коркового конца слухового анализатора в височной доле мозга (одностороннее поражение этой зоны не вызывает значительного снижения остроты слуха в связи с перекрестным ходом слуховых путей); кортикальная глухота развивается только в случае двусторонних поражений проекционной корковой зоны слухового анализатора, что наблюдается крайне редко.

    Наконец, при поражении вторичных и третичных корковых полей слухового анализатора, в доминантном (обычно левом) полушарии мозга, острота слуха не снижается, но развивается сенсорная алалия, или сенсорная афазия.

    К речедвигательному анализатору относятся кора головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые ядра, центральные нисходящие двигательные пути, ядра ствола мозга (прежде всего продолговатого) и периферические нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

    Для деятельности речедвигательного анализатора существенное значение имеют и кинестетические раздражения, идущие от мышц речевого аппарата в кору больших полушарий. По учению И. П. Павлова, кинестетические раздражения представляют собой базальный компонент речи; совместно со слуховыми раздражениями они играют большую роль в формировании фонематического слуха; некоторое значение имеют и зрительные восприятия артикуляторных движений.

    В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный двигательные черепно-мозговые нервы. Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы и мышцы, закрывающие рот; лицевой нерв-мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие смыкание и вытягивание губ, оскаливание, надувание и втягивание щек, языко-глоточный и блуждающий нервы-мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого нёба; кроме того, языко-глоточный нерв является чувствительным нервом языка; добавочный нерв-мышцы шеи; подъязычный нерв-мышцы языка. Ядра последних четырех нервов располагаются в продолговатом мозге, в связи с чем они получили название бульбарных ядер (продолговатый мозг по-латыни Bublus cerebri). Имеется множество нервных волокон, которые соединяют отдельные бульбарные ядра между собой и с другими ядрами периферических нервов, что обеспечивает их совместную деятельность.

    Периферический речевой аппарат. В состав периферического речевого аппарата входят органы ротовой полости, нос, глотка. гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

    Дыхательный аппарат-это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

    Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц (рис. 3). Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие-вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим - к основанию черепа)

    Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх. Кроме основных дыхательных мыши, имеются еще вспомогательные (например, мышцы плечевого пояса и шеи) Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

    Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

    Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох-выдох-остановка, вдох- выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений.

     Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

    Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые Б зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

    В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

    Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем - постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

    Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного.

    Голосовой отдел состоит из гортани. Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности Гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной Хоста и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, Прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут оказывать влияние на положение каждого из этих органов.

    Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

    Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань В предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

    Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Голосовые связки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей.) Они образованы толстой щиточерпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в горизонтальном направлении). Своей массой голосовые связки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника,  обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

    Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые связки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые связки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

    Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые связки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

    Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как  воздух, выдыхаемый из легких с той или иной силой, стремится поднять гортань кверху, а без фиксации гортани в низком положении голосообразование делается невозможным. Фиксация гортани возможна благодаря напряжению взаимопротивоположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям. Низкое ее положение зависит от положения нижней челюсти, языка и степени натяжения мышц зева и глотки:

    а) при недостаточно опущенной нижней челюсти подъязычная кость, а вместе с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и отодвинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и излишнее напряжение нёбно-глоточной мышцы.

    Артикуляционный отдел.  Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.

    Основным органом артикуляции является язык. Принято выделять группу внешних мышц языка и группу внутренних мышц языка.

    Внешние мышцы языка.  Подбородочно-язычная мышца (парная) -самая сильная мышца языка, составляющая основную его массу. От подбородочного бугорка нижней челюсти ее нижние волокна идут горизонтально к основанию языка и телу подъязычной кости. Сокращаясь, они выдвигают язык вперед и несколько приподнимают его. Большинство волокон мышцы распространяется от того же подбородочного бугорка веерообразно к спинке языка, на протяжении от его кончика до корня. Эти волокна тянут язык, особенно его переднюю часть, назад и вниз. Наличие таких антагонистических волокон в основной мышце языка способствуют его эластической напряженности, его нормальному тонусу, что предохраняет язык от западания в полость глотки во время глубокого вдоха и глотания.

    Шилоязычная мышца (парная) - длинная, тянущаяся от шиловидного отростка височной кости до кончика языка по

    направлению вниз, кнутри и несколько кпереди. С уровня язычно-небной дужки мышца идет горизонтально в боковых отделах языка до самой его верхушки и тянет язык назад и вверх, растягивая его в ширину.

    Подъязычно-язычная мышца (парная) - плоская мышца, идущая от подъязычной кости к боковым отделам языка по направлению вверх и кпереди. Тянет язык вниз и назад.

    Нёбно-язычная мышца (парная). Волокна мышцы тянутся между мягким нёбом и боковым отделом языка, входя в поперечные его волокна своей стороны. При фиксированном мягком небе тянет корень языка вверх и кзади.

    Внутренние мышцы.  Верхняя продольная мышца (непарная) Пучки мышцы лежат непосредственно под слизистой на протяжении всего языка. Действуя вместе с нижней продольной мышцей, укорачивает язык, и он становится толще и шире. Может выгибать язык вверх в продольном направлении Сокращает и загибает кончик языка.

    Нижняя продольная мышца (парная). Начинаясь от слизистой корня языка, волокна мышцы идут вниз и вперед к нижне-боковым отделам языка вплоть до верхушки языка. Укорачивает язык и может опускать поднятый кончик языка

    Поперечная мышца (парная). Волокна мышцы суживают язык, могут выгибать его вверх.

    Вертикальная мышца (парная) уплощает язык.

    Особенности строения мышц языка, многообразие и сложность выполняемых ими движений предполагают постоянно меняющуюся, но тем не менее очень точную координацию работы его мышечных пучков.

    Внутренние мышцы языка. Видны отдельные пучки продольных, поперечных и вертикальных мышц.

    Произвольные движения языка всегда представляют собой сложные мышечные синергии. Для высовывания языка из полости рта (сокращение дужных пучков подбородочно-язычной мышцы) и тем более. Для загибания кончика высунутого языка вверх, к носу, должны быть расслаблены волокна этой же мышцы, тянущие язык назад и вниз. Наоборот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки мышцы. Ее средние пучки являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка кверху. В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца - антагонист шило-язычной, но в движении назад обе эти мышцы агонисты.

    Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращения волокон поперечных мышц языка (что делает язык узким) требуют расслабления волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шило-язычных мышц, идущих по краям языка и участвующих в эффекте его уплотнения и расширения.

    Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, кзади) аналогичные мышцы правой и левой стороны должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону. При этом прикрепление мышечных пучков таково, что в случае работы подъязычно-язычных и шило-язычных мышц он отклоняется в сторону более напряженных мышц, а в случае работы подбородочно-язычных мышц в сторону менее напряженных.

    Пожалуй, наиболее сложны мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и особенно дрожащего звука р). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи. При этом, разумеется, работают мышцы голосовых связок, мягкого нёба и глотки, и дыхательные мышцы.

    Все мышцы языка иннервируются от подъязычных нервов, только нёбно-язычные получают нервные импульсы от языко-глоточных нервов.

    Приведенные здесь краткие сведения об анатомическом строении и функциональной организации речевой деятельности должны способствовать пониманию речевой патологии и выбору адекватной методики логопедического воздействия.

    Форма входа

    Наша кнопочка

    Друзья сайта

    Друзья нашего сайта
    Любимые Карапузики и их Мамочки Ресурс для женщин и мужчин Хозяйка.ру - Сайт православной хозяйки. Большая коллекция рецептов, творческих идей для вашего дома. Православные традиции, воспитание детей. Детский портал «СОЛНЫШКО» FILIPOK.RU - Развивающие игры и игрушки

    Кто на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Статистика


    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы
    Goon
    каталог