Логопедическая
практика
В какой период лучше пройти практику?
Наиболее оптимальные сроки для прохождения практики в детском саду
октябрь, ноябрь, потому что в этот период проводится постановка звуков и
студенты смогут окунуться в будни логопедической работы. В зимние месяцы высок
процент простудных заболеваний, да и праздники отнимают много времени. С
февраля идет автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь.
Результатом их кропотливого труда является отчетная студенческая конференция по
итогам логопедической практики. На конференцию в качестве гостей приглашаются
сотрудники базовых детских садов и студенты других курсов. Она проводится в
виде праздника-конкурса «Что? Где? Когда?». На конференции организуется
выставка пособий, методических разработок, интересных планов занятий,
разработанных студентами самостоятельно. Может быть организован концерт, где
звучит «Гимн логопеду», частушки о детях с речевой патологией, о преподавателях
и наиболее запомнившихся моментах, разыгрываются сценки.
Итоговая конференция покажет умение студентов практически использовать те
знания, которые они получили на лекциях. Активное участие младших курсов в
отчетной конференции поможет студентам быстрее войти в курс, легче
адаптироваться.
Задачи логопедической практики.
Первая
неделя — знакомство с учреждением, с коллективом педагогов и детей, наблюдение
коррекционной работы логопеда и совместный аналитический разбор всех видов
занятий, консультативный разбор наиболее интересных случаев речевой патологии,
знакомство с анамнезом детей и другой медицинской документацией.
Обследование детей: совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых
карт, знакомство с разновидностью речевых карт в зависимости от структуры
речевого дефекта. Подготовка студентов к самостоятельной двухнедельной
практике: отбор речевого и наглядно-иллюстративного материала, консультация
логопеда-руководителя практики по планированию, распределению детей на
подгруппки с учетом речевого дефекта и их компенсаторных возможностей.
Совместное обсуждение плана с руководителем практики, утверждение его
администрацией дошкольного учреждения. План заверяется подписью руководителя
практики.
Задачи первого
периода
В
них входят:
— адаптация студентов к дошкольному учреждению, установление контактов с
детьми, родителями, педагогами;
— актуализация знаний, полученных в колледже, университете, путем
самообразования по коррекционной педагогике, патопсихологии, анатомии,
физиологии и патологии органов речи, неврологическим основам логопедии,
логопедии, основам дефектологии;
— овладение навыками пролонгированного наблюдения, методами сбора и анализа
материала, умениями выделять и анализировать, правильно оценивать
педагогические явления, развитие умения самоанализа и самооценки, преодоление
психологического барьера — страха от вступления в контакт с детьми и взрослыми.
Вторая и третья недели характеризуются пробой сил в обследовании ребенка, в
самостоятельном проведении фрагментов и полных занятий как индивидуальных, так
и под-групповых, фронтальных; проведение индивидуальной коррекционной работы в
повседневной жизни, используя режимные моменты; сбор и накопление практического
и методического материала по коррекции речи и личности ребенка-логопата, учет
компенсаторных возможностей каждого индивидуально; пропаганда дефектологических
знаний среди коллег, родителей: оформление стендов, стенгазет, логопедических
уголков, проведение родительских собраний и т. д.
Задачи второго
периода
Задачи
второго периода включают:
— овладение навыками отбора речевого материала, выбор оптимальных форм его
реализации, овладение навыками планирования, ведения документации логопеда,
составления отчета о работе;
— овладение умениями коррекционно-образовательного процесса в логопедических
группах с различной речевой патологией;
— формирование умений подготовки, проведения и анализа занятий;
совершенствование навыков самоанализа и самооценки.
Документацию студента-практиканта составляют: дневник наблюдений и анализа, конспекты
наблюдаемых занятий и занятий, проводимых студентом самостоятельно на оценку
(не менее десяти по разным видам).
Тексты выступлений на родительском собрании, педсовете также представляются в
отчетной документации. Одной из наглядных форм пропаганды могут быть
стенгазета, ширма, стенды, папки-передвижки. Сбор методической копилки:
материалы для проведения самостоятельной коррекционной работы по устранению
речевых нарушений; фонотека с записью занятий, речи детей, артикуляционной и
пальчиковой гимнастик, релаксации тоже может быть представлена в отчете.
Завершает документацию отчет с самоанализом и самооценкой о прохождении
логопедической практики с указанием места (адрес, телефон учреждения), сроков
ее прохождения. К отчету прилагается характеристика студента-практиканта, где
дается подробный анализ деловых, организаторских данных, уровень методической
подготовки и владение практическими навыками коррекции речи, указывается, какой
вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей
и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи
руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью
учреждения; прописью указывается оценка.
Конечно же, логопедическая практика в учреждении вызывала определенные
трудности. На занятиях важно широко использовать музыку, разнообразную
наглядность, викторины, конкурсы, КВН, а для развития ручного праксиса —
театры: пятипальчиковые, теневые, кукол, пантомимы и жеста, проводить
дыхательную, мимическую и пальчиковую гимнастики.
Логопедическая практика помогает студентам не только адаптироваться к условиям
реальной коррекционной деятельности, но и наладить деловые контакты с
администрацией, педагогами, родителями, с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практика показала, что можно получить из лекций преподавателей, что из книг
путем самообразования, а что только из живого общения с детьми, будущими
коллегами-логопедами. Ее организация требует более серьезного отношения,
налаживания тесных контактов с базовыми учреждениями, подготовку для них
квалифицированных специалистов; вынос максимального количества практических
занятий в стены дошкольных учреждений, имеющих логопедические группы, что
должно быть предусмотрено учебным планом и внесено в смету. Игнорирование этого
вопроса вызывает серьезные проблемы. Необходимо предусмотреть консультации по
подготовке к непрерывной практике, установочную и итоговую конференции,
отсутствие которых резко снижает результативность подготовки квалифицированных
специалистов-дефектологов, педагогов-логопедов дошкольных учреждений.
Выводы, сделанные на основе удач и ошибок, не пройдут даром. Еще великий
педагог-классик К. Д. Ушинский, авторитет которого не вызывает сомнения не у
кого, неоднократно подчеркивал, что метод преподавания можно изучить по книге
или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода
можно только деятельной и долговременной практикой. Студенты считают, что сроки
практики необходимо увеличить с трех до четырех недель, и кроме логопедической
практики в детском саду и в школе необходима практика в медицинских
учреждениях.