Внешняя и внутренняя речь
Различают две
формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает
следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая
речь —
психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при
непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами.
Реплика — ответ,
возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием
вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых
конструкций.
Отличительными
чертами диалогической речи являются:
—
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами,
интонацией и тембром голоса;
—
ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной
деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог
поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации
и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой,
называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную
проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая
речь —
последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или
события. Для монологической речи характерны последовательность и
доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное
оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее
диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно
высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три
основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение),
описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд
подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные
особенности.
При отклонениях
речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени,
чем диалогическая.
Письменная
речь — это графически оформленная
речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки
звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать
свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное
усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи.
В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная
обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений,
которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е.
Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения
письма различной тяжести.
Внутренняя форма речи (речь «про
себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о
чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по
своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных
членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение
при отсутствии фонетического оформления.
В онтогенезе
внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой
один из основных механизмов мышления.
С помощью
внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка
речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для
подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который
известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения
мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется
наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее
содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются
самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур
(Л.С. Выготский).
Внутренняя речь — это субъективный язык-посредник, с помощью
которого замысел переводится во внешнюю речь (Н.И. Жинкин). На основе
переструктурирования через семантический план строится внешнее речевое
высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой
грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может
существенно нарушаться в любом из названных звеньев как у детей, так и
взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.
Нормальное
развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах,
связанных с постепенным овладением языком.
Первый
аспект — развитие
фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.
Второй аспект — овладение
словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и
грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и
заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование
приобретенных навыков на основе письменной речи.
Ко второму
аспекту непосредственно примыкает третий, связанный с овладением смысловой
стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.
В психическом
развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя коммуникативную,
обобщающую и регулирующую функции.
Отклонения в
развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они
затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию
познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под
воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые
образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления
речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и
эффективность их предупреждения и устранения непосредственно связана с ранним
выявлением структуры дефекта.
Согласно
современным научным представлениям, нарушение речевого развития детей
представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает
избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения
неязыковых функций и процессов.
Для обозначения
нарушений речевого развития используется широкий круг терминов, не всегда
взаимозаменяемых и точных по смыслу: расстройства речи, дефекты речи,
недостатки речи, патология речи, недоразвитие речи, отклонения речи.
Нарушения
речи — собирательный термин для
обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые
частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности
познавательного развития и социокультурной адаптации.