Импрессивная и экспрессивная речь
Речь
— сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная
языком.
Речь — это результат согласованной
деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют
приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная
(импрессивная) речь — это
восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре
головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.
Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова,
но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке,
хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю
жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то
хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать
слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.
Различают и
моторную (экспрессивную) речь —
произнесение звуков речи самим человеком. В 1861 г. французский нейрохирург П.
Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной
извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь
бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие.
Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом
полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по
формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому
при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки,
а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты»
речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Помимо зон Брока и
Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая
играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех
речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм. Когда у
больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи
через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали.
Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции
удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип
надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой
деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон
коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой
областей, то нарушенные функции восстановить невозможно.
В процессе наблюдений У. Пенфилд и его
сотрудники Г. Джаспер и Л. Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон.
Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области
показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции.
Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней
речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При
удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь может
быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты
подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые
расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и
Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь
частично.