Методика Глена Домана
О методике Глена Домана слышали многие, у нее много последователей по всему миру, но так же много оппонентов.
Глен Доман - военный врач, основатель "Института ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" - BBI) в конце 40-х годов 20 века занимался обучением детей с тяжелым поражением нервной системы. Детям предъявлялись карточки с крупно написанными красным шрифтом словами и слова громко прочитывались, также показывали карточки с разным количеством крупных точек и называли их количество (обучение математике). Карточки предъявлялись очень быстро, в течение нескольких секунд, а таких уроков в день были десятки. Результаты оказались ошеломляющими: парализованные дети постепенно начали двигаться, затем ползать, потом карабкаться и, наконец, ходить и бегать, причем точно так же, как это делают здоровые новорожденные. Стимулируя зрение, Глен Доман добивался активизации деятельности мозга в целом.
В дальнейшем Глен Доман начал применять свою методику для обучения здоровых детей. Методика строится на возможно раннем (желательно с рождения) предъявлении детям т.н. "битов информации" - серий карточек по различным областям знаний. Карточки предъявляются несколько раз в день, в течении нескольких секунд. Глен Доман опирается на следующие тезисы:
Мозг человека развивается, когда его используют. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к 6 годам.
Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни было.
Самыми лучшими учителями являются родители.
При обучении по этой методике ребенок прекрасно представляет себе состав чисел и в дальнейшем достаточно легко осваивает математические действия.
Обучение чтению проводится целыми словами - предъявляется карточка с изображением какого-либо предмета, хорошо знакомого ребенку, под карточкой крупно написанное название предмета. В дальнейшем материал усложняется, вводятся все новые слова, затем предъявляются карточки только с текстом.
У Домана также хорошо разработана методика по развитию физических качеств малыша - он предлагает уже с рождения стимулировать двигательную активность ребенка и дает целый комплекс упражнений, призванный стимулировать и координировать движения ребенка.
Одним из главных недостатков методики является то, что при обучении "по Доману" ребенок пассивен, активно работает только его зрительная система, воспринимая информацию с карточек. Ребенку дают огромный объем фактов, но не уча использовать полученные знания, думать. В идеале малыш сидит и внимательно смотрит и слушает, а мама показывает ему карточки одну за другой, сопровождая показ сообщением некоторого набора сведений о каждой. Отвлекаться и задавать вопросы во время показа карточек ребенку не разрешается.
Кроме того, эта методика необычайно трудоемка. Для одной математики требуется не меньше 6 мини - уроков в день + обучение чтению + занятия иностранными языками + физическим развитием и т. д. Получается, что родители должны посвящать все свое время занятиям по этой методике, а по ночам клеить карточки для все новых и новых занятий. У самого ребенка также практически не остается свободного времени.
В общем, чтобы успешно пользоваться этой методикой (как и любой другой развивающей методикой) надо очень внимательно наблюдать, нравится ли она именно вашему ребенку - и адаптировать к нему и его интересам эту методику, а еще лучше сочетать ее с другими развивающими методиками, способствующими развитию творческого мышления.