Автоматизация правильного звукопроизношения
Как только удаётся добиться правильного звучания
изолированного звука, переходят к следующему этапу работы — к этапу
автоматизации. На этом этапе ребёнка упражняют в произношении вновь
поставленного звука в словах и предложениях, то есть приучают его постоянно
употреблять в своей речи правильный звук вместо дефектного.
Этап автоматизации необходим потому, что
и после усвоения правильной артикуляции звука ребёнок по привычке продолжает
Дефектно произносить его в повседневном общении. Ведь что такое Дефектное
произношение звука? Это далеко не только неправильное произношение самого
звука. Если ребёнок заменяет в своей речи, например, Ш на С, то у него
соответствующим образом сформированы
и все стереотипы слов, включающих этот звук I (СКАФ вместо ШКАФ, СКОЛА вместо ШКОЛА, СУМ
вместо ШУМ и т. п.). То же самое происходит и с «картавым» Р, и в любом другом случае
неправильного звукопроизношения. Поэтому вполне естественно, что после
постановки звука невозможно сразу «перестроить» произношение всех слов,
включающих этот звук.
Автоматизация звука проводится в несколько приёмов,
с постепенным нарастанием как сложности, так и самого объёма речевого
материала, а именно:
— в специально составленных фразах, «насыщенных» данным звуком;
— в специально составленных текстах, также «насыщенных» данным звуком;
— в обычной разговорной речи.