Нарушение слуховой дифференциации звуков речи
Неспособность различать на слух звуки речи. В этом случае некоторые
похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) детям кажутся
одинаковыми и поэтому не различаются на слух. Почему это мешает овладению
правильным произношением звука?
Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не
чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С)
артикуляцией звука Ц, потому что произношение САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ его вполне
устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения
в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов
ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением
звука.
В раннем возрасте такие нарушения внешне похожи на возрастные особенности в
произношении звуков, потому что здесь мы тоже имеем дело со звуковыми заменами.
Однако это сходство чисто внешнее, поскольку в основе этих замен лежит
патологическая причина, без устранения которой овладеть правильным
звукопроизношением ребёнок не сможет. Вот почему так важно в возрасте не
позднее трёх-четырёх лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации
акустически близких звуков и в случае необходимости принять неотложные меры.
Звуковые замены в устной речи, сохраняющиеся у ребёнка и после окончания
периода «возрастного косноязычия», особенно коварны тем, что в дальнейшем они
неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет (САПЛЯ вместо
ЦАПЛЯ, ЧЁТКА вместо ЩЁТКА и т. п.), то есть у него возникает «фонематическая дисграфия».
В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма,
помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт прямо
противоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает,
но даже мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении. Так на основе
одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые.