Артикуляционная гимнастика
Рекомендации по проведению артикуляционной
гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов
артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляционной гимнастикой
называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ,
щек, уздечки.
Работа по развитию основных движений органов
артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести
целенаправленность движений языка, выработать полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки
закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день
по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть
только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно
придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся
в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть
лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать
правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед
настенным
зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим
ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив
ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
-
Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
-
Показывает его выполнение.
-
Упражнение делает ребенок, а взрослый
контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен
следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о
создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему,
что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять
движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть
широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься
кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1
месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения
или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка
нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются
недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых
носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого
возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой
аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого
аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых
органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном
возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых
органов и умения владеть ими.
Для того, чтобы ваша гимнастика не
была скучной, я предлагаю несколько сказок о веселом язычке, на их основе можете
придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения.
Помните, что ежедневными
упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного
звукопроизношения.
Не огорчайтесь, если некоторые
упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с
ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все
получиться. |