Неправильная речь окружающих
ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи
Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и
их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если
ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые
взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за
неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся
случаи «семейной картавости».
Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье,
когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит
совершенно поразному артикулируемые звуки — какому образцу при этом он должен
следовать?
Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие
взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его
неправильное произношение. Благодаря этому ребёнок не только лишается
правильного образца для подражания, но даже утрачивает стимул для
совершенствования своей речи — ведь она так нравится взрослым! Это обычно
приводит к длительной задержке у детей «возрастного косноязычия», для
устранения которого потребуется логопедическая помощь.
Состояние звукопроизношения у детей. Норма и патология
Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны
взрослых к речи ребёнка, когда они не обращают внимания на неправильное
произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только
звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить
о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при
наличии у родителей высшего образования.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди
неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец
правильного произношения звуков речи.
Эту последнюю группу причин (неправильная речь окружающих ребёнка
взрослых людей, двуязычие в семье, подлаживание под детскую речь, безразличное
отношение взрослых к речи ребёнка, длительное пребывание его в среде неправильно
говорящих сверстников) принято относить к социальным причинам. В этих случаях
ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему самостоятельно
овладеть правильным звукопроизношением, однако этому мешает окружающая
социальная среда.
Нередко у одного и того же ребёнка наблюдается взаимодействие
сразу нескольких причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении
им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно
благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды — именно на
неё здесь и нужно возлагать основные надежды!