Артикуляционная гимнастика
Рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим
различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым
относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и
дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в
процессе речевой деятельности.
Артикуляционной
гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности,
ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Работа по развитию основных
движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной
гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Вашим детям
артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка,
выработать полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата
Проводить
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать
3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений
за раз.
При отборе упражнений
для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность,
идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
Из выполняемых
двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для
повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение
недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать
старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную
гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок
должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок
и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться
перед настенным
зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется
следующим образом.
·
Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
·
Показывает его выполнение.
·
Упражнение делает ребенок, а взрослый
контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий
артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком
движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход
от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого
органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой
стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей
цели.
Сначала при выполнении
детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
В процессе выполнения
гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у
ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может
привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения
(«Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок
обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при
выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность,
устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что
вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка
серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать
специалисту-логопеду.
Практически у всех
детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких
звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены
тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют
центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно
выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это
приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и
согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное
развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю
несколько сказок о веселом язычке, на их основе можете придумать свои сказки, а
также забавные, веселые стихотворения.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь
правильного звукопроизношения.
Не
огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза.
Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы,
ласковы и спокойны, и у вас все получиться.
Комплекс
артикуляционной гимнастики
(Выполнять
каждый день не менее 10 мин. перед зеркалом)
Статические
подготовительные упражнения
1. «Лопаточка».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить а нижнюю
губу. Следить, чтобы язык
не дрожал. Держать 10-15 с
2. «Чашечка».
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком
положении 10—15 с
3. «Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его, сделать узким.
Удерживать в таком положении 15 с
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка
прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние
зубы. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Трубочка».
Высунуть широкий язык. Боковые края языка
загнуть вверх. Подуть в
получившуюся трубочку. Выполнять в медленном
темпе 10—15 раз
Каждое
из перечисленных упражнений
выполняется четко, медленно по 8—10 раз.
Динамические
подготовительные упражнения
1. «Часики».
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху,
то к левому. Двигать языком из угла
рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка».
Присосать язык к нёбу,
щелкнуть языком.
Щелкать
медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз
3.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно
оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В
отличие от упражнения «Лошадка» язык не
должен отрываться от нёба
4.
«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к
подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда
10—15 раз
5.
«Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык,
облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6.
«Змейка». Рот широко
открыть. Язык сильно высунуть
вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и
убирать в глубь рта. Двигать
языком в медленном темпе 15 раз
7.
«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю
губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8.
«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка
прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в
глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения
«Горка» язык в форме валика перемещается
вперед-назад
Перейдя по ссылке, Вы, найдете игровые упражнения, и сможете задать
вопросы специалисту по теме.
|