Четверг
09.05.2024
01:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Профилактика дисграфии - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Логопедия в школе » Дисграфия » Профилактика дисграфии (Пути коррекции дисграфии)
Профилактика дисграфии
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:50 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:51 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило у детей с III уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. (Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи.)
Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:52 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Особенности письменной речи и ее развитие
Речь устная и речь письменная — это две формы речевой функции. И та и другая—основное средство общения в человеческом обществе. Пользование устной речью возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как пользование письменной речью возможно и в том случае, когда люди разделены любым расстоянием ( С развитием телефонной сети и радиовещания это различие начинает стираться.), любым промежутком времени.
При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухо-речевого и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.
Существенно изменяется характер восприятия речи: звуковая форма устной речи ведет к последовательному восприятию услышанного, тогда как графическая форма письменной речи требует восприятия зрительных комплексов.
Одним из отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, мимикой и жестикуляцией говорящего, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и, конечно, связью со всем текстом.
Устная речь формируется первой, а письменная—надстройка над уже созревшей устной речью — использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.
Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.
Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.
В процессе своего развития (обучения) структура как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.
Овладение навыком чтения можно считать завершенным, когда он не мешает полноценному пониманию читаемого.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:52 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Виды дисграфий
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины «дисграфия» (от лат. «графо» — пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо»—читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса.
Для обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений (полной невозможности чтения и письма) иногда употребляются термины «аграфия» и «алексия».
Причинами возникновения алексии и аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии.
В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести.
У ребенка дисграфия и дислексия часто бывают связаны с различными нарушениями речи: дислалиями, дизартриями, алалиями — и выражаются в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.
Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:53 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
2. Акустическая дисграфия – это дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»).
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки (л — к, б — в, п — к). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»); пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»); перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добавление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).
Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Д. И. Орловой, Г. В. Чиркиной.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:54 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
4. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»); изменении падежа местоимений (около него — «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (

При литературной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 18:59 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Психологические особенности детей страдающих дисграфией.

У детей- дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой.

У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении.

Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт возможность вообще избежать диагноза "дисграфия".

Нарушения в овладении письмом (дисграфия) включены в международную медицинскую классификацию: ICD-10, DSM-IV.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 20:41 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Коррекция нарушений чтения и письма.

1. Выучить названия всех букв (не алфавитные), называть по порядку и вразброс по показу в таблице и на карточках с убыстрением темпа.
2. Уметь называть элементы букв (палочка прямая, наклонная, длинная, короткая, с закруглением вверху, внизу, петелька), их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева). На какой предмет похожа буква? (Можно нарисовать.) Рисовать и угадывать буквы в воздухе, на столе, на спине.
3. Чтение слогов по таблицам (по порядку и вразброс).
4. Чтение текста – вслух, послоговое. Темп чтения не убыстрять. Следить за правильным называнием букв, соблюдением интонации, пауз на знаках препинания, между предложениями. Пересказывать, отвечать на вопросы, рисовать иллюстрации, выделять главное.
5. Письмо – с проговариванием вслух, «про себя». Не убыстрять темп. Соблюдать орфографический режим. Для исправления ошибок использовать «штрих». Или зачеркивать ошибку, правильную букву писать сверху.
6. Виды письма: списывание после запоминания слов, предложений, диктант после запоминания слов, предложений.
7. Усвоение пространственных отношений предметов.
8. Усвоение временных отношений.
9. Уточнение и расширение словаря, умение употреблять обобщающие понятия («Я знаю 5 названий …» - животных, мебели и т.д.). Совершенствование грамматического строя (умение подбирать к предмету признаки, действия и наоборот). Например: стол – деревянный, круглый, обеденный; стоит. Деревянный – карандаш, стол, стул, табурет. Стоит – дерево, ученик, телевизор, поезд.
10. Чтение вслух взрослыми текстов познавательного содержания.
11. Развитие движений обеих рук (игры с мячом, рисование, дирижирование, пальчиковая гимнастика).
12. Планирование действий (что сначала, что потом). Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 20:44 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Для современных общеобразовательных школ характерна буквально катастрофическая неуспеваемость учащихся по русскому языку. Не будем останавливаться на всех видах нарушения письма, встречающихся у школьников. Все эти нарушения письменной речи хорошо освещены в методической литературе. Садовникова И.Н. в своих работах выделяет ещё одно нарушение письма: смешение букв по кинетическому сходству, которое не связано ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. В своей книге “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” И. Н. Садовникова приводит таблицу смешения букв рукописного шрифта. Работая в школе логопедом, я довольно часто сталкиваюсь с этой проблемой. Думаю, эту таблицу можно дополнить другими парами смешиваемых букв рукописного шрифта.
о–а б–д
в–д и–у
л–м и–ш
н–ю а–д
л–я н–п
р–н р–г
р–п
в–б У–Ч
П–Т Л–М
в–с Г–Р
Н–К В–Д
ч–ъ
Смешение букв по кинетическому сходству наблюдается у учеников младших классов и у учеников старших классов общеобразовательных школ. Так как эта проблема очень слабо освещена в методической литературе, мне хотелось бы поделиться опытом работы с детьми, у которых наблюдается смешение букв по кинетическому сходству. Эта работа проводится индивидуально или подгруппой по два человека (чтобы было удобно следить за движением кисти руки).
Рассмотреть образцы смешиваемых букв парами. (См. таблицу)
Объяснить сходство, различие букв.
Указательным пальцем, затем ручкой прописать буквы в воздухе, затем на парте.
Подушечкой указательного пальца написать букву на наждачной, затем на бархатной бумаге.
Написать ручкой в тетради.
Чередовать запись смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков.
Упражняться в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы и в записи текстов под диктовку.
Очень хорошей тренировкой для запоминания формы буквы–соотношения её частей, пропорций может быть игра со шнурком и белым квадратом (или толстой нитью).
ЗАДАНИЕ
Расположить шнурок так, чтобы получилась буква
Буквы о–а
Задание 1
Рассмотреть пары букв рукописного шрифта о–а. Найти сходство, различие.
Прописать буквы в воздухе, на парте.
Задание 2
Разложить шнурок так, чтобы получились буквы о–а.
Задание 3
Напиши подушечками пальцев на наждачной, бархатной бумаге гласные, которые ты слышишь.
АМ, ОТ, АТ, ОМ, ОР, ОХ, АХ, ОЛ, АЛ, ОП, АП, АТ.
Задание 4
Послушай слоги. Напиши подушечками пальцев на наждачной бумаге гласные, которые ты слышишь.
НА, ПО, ТА, ТО, ОР, ОХ, АР, НО, ФО, ДА, ОС, ДО, АС, РА, РО, МО.
Задание 5
Напиши подушечками пальцев на наждачной бумаге слоги с буквой а, на бархатной слоги с буквой о. (Смотри задание 4).
Задание 6
Запиши слова. Вместо точек вставь пропущенные о или а.
Выдели буквы разным цветом.
П..рус, птичк.., м..ски, т..релки, тр..пки, печ..ть, п..ля, кр..ски, круж..к, прыж..к.
Задание 7
Спиши слова, обведи буквы о, а разными по цвету карандашами.
рот машина аленький
сад окна точка
волк аист солнце
аптека ведро ослик
озеро банка корова
Задание 8
Запиши слова в три столбика: с буквой а –в первый столбик; с буквой о –во второй столбик; с буквами о –а –в третий столбик.
Соня, моряк, Анна, точка, ослик, крошка, салат, окна, глазной, картина, ведро, сокол, осока, сахар, заноза, красить, ватрушка.
Задание 9
Спиши предложение. Вставь пропущенные буквы о–а.
На доске записан текст. Буквы закрыты шариками, грибочками, шишками. Ученики, проверяя, открывают пропущенные буквы.
Л..ш..адь везёт др..ова. К..ля п..ёт весёлую песню. Т..ня ест г..рячий б..рщ. Т..ля х..чет в..ренья. П..в..ар несёт пир..г. Ребята п..йм..ли в..р..бья.
Задание 10
Прочитай внимательно словосочетания. Найди ошибки, исправь их. Напиши правильно. Выдели буквы о–а разным цветом.
Зелёный агурец, бальшой посёлок, кросивые перья, кашачья лапка, радные братья, пьёт малоко.
Задание 11
Спиши пословицу. Выдели разным цветом буквы о–а.
Поспешишь – людей насмешишь.
Задание 12
Проверочный слуховой диктант.
Аист, окунь, азбука, окна, бревно, берёза, соль, солнышко, сокол, осока, мышата, аптека, кольцо, острый, заноза, Анна, Оля, мох, Рома, смешно, ручка.
Задание 13
Проверочные диктанты на отработанную пару смешиваемых букв.
Трава завяла. У кошки появились котята. Мама повесила голубую штору. Спасибо, Мороз, что снегу нанёс. В лодке новые весла. Оле купили красивое платье. Саше подарили машину. Осенью астры красивые. Лодка ушла на дно.
Кошка.
Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку. За это её хозяин молочком напоил. Сидит Машка на коврике, песни поёт.
Дружок.
Пастух пас стадо овец на опушке леса. Пастух заснул. Из леса вышел волк. Он схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
Используя предыдущее задание по аналогии, можно проводить коррекционное занятие с другими парами смешиваемых букв (см. таблицу).
Применение данной системы занятий, наряду с другими традиционными и авторскими методиками даёт положительную динамику в коррекционно – развивающем обучении.
Этот материал может быть использован не только практикующими логопедами, учителями начальных классов, а так же полезен родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Вторник, 04.03.2008, 16:30 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
У ШКОЛЬНЫХ ДИСГРАФИКОВ ЕСТЬ ПРАВО ВЫБОРА
Как–то в солидном журнале проскользнуло маленькое сообщение о том, что один из ведущих архитекторов Франции предпочитает брать на работу в свою фирму бывших дисграфиков, то есть тех, кто был не в состоянии без специальной помощи научиться писать грамотно.
Он убежден, что такие люди являются генераторами идей и обладают оригинальным видением пространства.
Но это во Франции. У нас в России такой человек вряд ли смог бы стать дипломированным архитектором. И художником тоже. Не сможет он без ошибок написать сочинение при поступлении в специальное учебное заведение.
До недавнего времени слово “дисграфия” было сугубо научным термином, вообще неизвестным не специалистам. За последние десятилетия это расстройство получило очень широкое распространение, им страдает свыше 30% учащихся.
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. При этом родители нередко полагают, что научить ребенка грамоте, а затем и грамотному письму – дело школы. В целом это правильно, но только с одной весьма существенной оговоркой: результаты школьного обучения очень во многом зависят от того, насколько ребенок к нему готов.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Однако совмещение такой помощи с процессом школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой, и к тому же эта запоздалая помощь не способна полностью предотвратить неизбежные “сбои” в усвоении школьной программы. Для более эффективного решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии, чем о путях ее преодоления.
Принцип комплексности подразумевает в логопедическом сопровождении учащихся профилактические, диагностические, коррекционные и развивающие мероприятия.
Чем чревато для дисграфика ограничение вовлечения его в так называемый комплексный процесс избавления от речевых нарушений в письменной речи и свободного лавирования в логопедическом сопровождении?
Тем, что при переходе в среднее звено у многих детей катастрофически ухудшается грамотность. Даже у тех, кто особенно за русский язык не тревожился. Если учесть, что в средней школе, как в чужой стране: учителей много и все разные, у каждого свой характер, свои требования, то данная проблема еще больше обостряется. Представьте себе, бежит пятиклассник по школе, как по темному лабиринту, и нервничает: чем сегодня будет недовольна Нина Кузьминична, за что накричит Татьяна Викторовна и как бы не попасть под горячую руку Любовь Степановны, щедрую на двойки. А, если наш ученик, к тому же еще и эмоциональный, то недалеко и до невроза. Как говорится, где тонко там и рвется. Слабое место, как это часто бывает, проявляется в грамотном письме. И тогда классная работа такого ученика после проверки учителем начинает напоминать самые жестокие сцены современных триллеров. Красная ручка учителя оставляет “кровавые раны” в 30 местах и более. Страшное зрелище!
Сталкиваясь по долгу службы с такими проблемами, я попыталась проанализировать опыт успешной работы коллег по коррекции (устранению) данной речевой патaлогии и дальнейшего развития творческой личности ученика – логопата.
Есть много достаточно интересных находок.
Вот, к примеру, разрешить данное противоречие можно не обилием красноты в тетради, а пустотой. Это, значит, что не надо кромсать тело ученической тетради красными чернилами, а, наоборот, закрасить ошибку белым “штрихом”, не поставив никакой оценки. Пусть посмотрит подрастающий человек на образовавшиеся пробелы в знаниях русского языка и сам подумает, в учебнике и словаре пороется, с родителями посоветуется. А затем самостоятельно все ошибки исправит (система работает сама на идеальный конечный результат - ИКР).
В результате оказалось, что многие ученики пометок не дожидались, самостоятельность проявляли. И грамотность у них постепенно улучшилась. Правда, учителям дел прибавилось, ведь одну и туже работу пришлось проверять дважды.
Дисграфик дисграфику рознь. У одного проблем с гулькин нос, другой обрастает ими как роза шипами. Без квалифицированной диагностики и коррекционной работы не обойтись. Если в результате обследования выявлена дисграфия на фоне общего недоразвития речи, то от красноты в тетради описанным выше приемом успешно не избавиться. Тут специальные подходы нужны. Их достаточно описано в литературе. Мне бы хотелось обратить внимание на творческий подход к этому вопросу логопеда Матюшиной З.В., который заключается в обучении школьников писать стихи. При этом автор применения данной системы демонстрирует свою влюбленность в поэзию не от случая к случаю, это стало смыслом ее профессиональной деятельности. На своих занятиях коллега показывает, как гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, словно, солдаты на параде. А рифма – правофланговый, замыкающий каждую сточку – шеренгу.
Перепроверяя от стихотворения к стихотворению эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений, а потом и сами пробуют писать стихи.
Людмила Георгиевна Парамонова - специалист по дисграфии, автор книг по коррекции нарушений письма, сделала великолепный подарок логопедам и дефектологам, издав сборник “Правил в стихах”.
В своей работе по профилактике, диагностике и коррекции различной этиологии дисграфий я руководствуюсь принципом свободы выбора.
Следует отметить, что существует огромное количество ценностей в нашей жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые…Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствие выбора. И особенно этого не любят дети.
В любом управляющем или обучающем действии, где только возможно, необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Это можно осуществить в рамках современной школы. Тенденции, направленные на гуманизацию учебно–воспитательного процесса, внедрение личностно–ориентированной модели обучения дают возможность не давить своим авторитетом на школьника–логопата, а реализовать наяву педагогику сотрудничества.
Вот только некоторые примеры свободного выбора: В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами для решения выбирают любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами называют, какие трудные слова учительница должна написать на доске; Е.Е. Шулешко дает возможность в выборе защиты буквы (руками, ногами, голосом, телом и т.д.). Конечно, перечень примеров можно значительно расширить.
Актуальность применения нетрадиционных форм работы по коррекции дисграфии обусловлена тем, что я работаю с удивительным букетом созданий, именуемым не иначе, как ученики – логопаты. Собравшиеся в этом “букете” дети, в большинстве своем молчаливы. На их милых мордашках “светится печать комплекса речевых нарушений, когда речь идет об общем недоразвитии речи или интеллектуального дизонтогенеза, имя которого не совсем благозвучно – задержка психического развития.
Молчат они в силу разных причин: у кого–то лексика, не успев раскрыться ярким веером, заржавела под скрипучими замками пассивного словаря; кто–то, едва дотянув до школьного возраста, “оброс шипами” комплекса речевых нарушений, кому–то до сих пор не удалось понять красоту и радость вербального общения.
В общем, раскачиваться некогда. Сделать надо много, а самое главное – успешно мотивировать детей на речевую активность и желание избавиться от ошибок в письменной речи.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Вторник, 04.03.2008, 16:31 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
В атмосферу “выборности” дети попадают с момента начала занятий при школьном логопункте.
Учащимся предоставляется возможность выбрать:
• Тему занятия.
Например, на стадии автоматизации свистящих и шипящих звуков (С, З, Ц, Ш, Ж) можно предложить ученику следующее:
• Ты уже произносишь правильно много звуков. Сегодня главного героя выберешь сам и гостей из числа поставленных звуков пригласишь к нему самостоятельно. Естественно, ребенок, пользуясь правом выбора, выберет главным героем свой любимый, выстраданный в труднейшем поединке, звук и гостей подберет соответствующих.
• Форму проведения.
Как правило, “проблемные дети” не любят выходить к доске. Чтобы эта процедура для них не стала стрессовым испытанием, можно упредить страх публичного выступления следующим предложением: - Ты можешь работать у доски самостоятельно или с помощником (другом, учителем, опорной карточкой, книгой и т. д.). Чтобы не упасть в собственных глазах и глазах своих сверстников, в данной ситуации школьник выбирают индивидуальную работу у доски, отказываясь от чьей–либо помощи. Ничего страшного нет в том, если ребенок выйдет к доске с другом. Когда возникнет чувство доверия к учителю, ему не придется прибегать к поддержке.
Пример из другой ситуации подчеркивает также право на выбор:
- Ты сегодня будешь работать с текстовым материалом, только определись - в роли учителя или ученика. Педагог с такими “выборными” подходами чаще достигает намеченной цели – эффективности образовательного процесса, потому что резко возрастает мотивация, которая является благодатным материалом в “лепке” настоящего ученика.
• Содержание занятий.
В содержание урока входит по обыкновению повторение пройденного материала. Чаще всего этот вид учебной деятельности рассматривается как самый распространенный, непродуктивный и утомительный, когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мне сегодня хочется поведать о другом повторении – активном и развивающем. Главный подход при таком повторении – переход от репродукции к деятельности по применению и изучению полученного знания. И, первое, на чтобы мне хотелось обратить внимание в этом волнующем всех вопросе - на “свою опору при повторении”, когда ученик составляет собственный опорный конспект по новому изученному материалу.
Допустим, при проведении коррекционной работы по различению гласных и согласных звуков, учащимся предлагается составить опорный конспект, куда бы вошли такие пункты как:
- наличие или отсутствие преград в ротовой полости при произнесении гласных и согласных звуков;
- место локализации звука в ротовой полости;
• качественные характеристики звука по твердости и мягкости, звонкости и глухости.
Конечно, этот прием уместен, если сам педагог применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими своих подопечных. Он может выглядеть в форме таблиц, визиток, шпаргалок, рекламы, в ослабленном варианте в виде развернутого плана (как на экзамене) и т.д.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Вторник, 04.03.2008, 16:33 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
• при обсуждении домашнего задания соблюдать принцип выборности крайне трудно. Талантливый учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет мнение учеников. Такой прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность при выполнении домашнего задания. Он хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания достаточно разнообразны, когда учитываются уровни подготовленности детей:
• первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания - оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого мы беремся;
• второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу;
• третий уровень используется в зависимости от подготовленности учащихся. Это – творческое задание.
К заданиям третьего уровня отношусь с особым трепетом. Речевое творчество – это высший пилотаж в работе учителя–логопеда.
автор:Басова Татьяна Викторовна, заместитель директора по НМР, учитель-логопед


Не транжирь время из времени сделана жизнь.



Сообщение отредактировал rafinad2007 - Вторник, 04.03.2008, 16:33
 
rafinad2007Дата: Суббота, 24.05.2008, 09:55 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Коноваленко СВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Различение гласных и согласных звуков

1. Кодирование движением. Услышав гласный звук, хлопнуть в ладоши, согласный - хлопнуть по столу (или по коленям).
2. Кодирование знаками. Например, гласный звук - квадрат, согласный - круг. Фигуры из картона либо выкладываются на столе под диктовку, либо рисуются простым карандашом на листе бумаги в крупную клетку.
3. Взрослый выполняется условные движения (или предъявляет условные знаки), а дети подбирают и называют соответствующие этим движениям звуки.
Сначала диктуется по 1, затем по 2, потом по 3-4 звука.

Различение гласных звуков

Гласные звуки обозначаются условленным сигналом, например, хлопками.
Детям дается установка на запоминание этих обозначений:
А - хлопок в ладоши перед собой,
О - хлопок обеими руками по коленкам,
У — удар кулаком о кулак,
И - хлопок в ладоши над головой,
Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,
Э-хлопок в ладоши за спиной.
Каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например, А — красный треугольник, У - красный полукруг, О — квадрат и т. п. Детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того, как ребенок научился достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявляемых звуков может быть увеличено до трех - четырех (ОАУУ, ОАОА, ОУУА и т.п.).
4. Задание, обратное предыдущему. Детям предъявляются карточки с изображенными двумя или тремя условными знаками, а дети должны произнести соответствующие им звуки.

Кодирование слогов и слов

5. Кодирование обратных слогов типа АК, ОП, УХ, ЫТ, ЭХ, УФ, ИЦ,
ОЧ, АШ, ОЩ, ОЙ, УЛ, ИМ, ЫН, ЭР (для кодирования могут использоваться обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т, Ф,X, Ц, Ш, Щ или сонорами Й, Л, М, Н, Р в конце, на которые не распространяется закон оглушения, свойственный фонетической системе русского языка).Взрослый передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит.Дети (ребенок) отгадывают (синтезируют) и называют задуманный взрослым слог.
6. Кодирование и отгадывание детьми (ребенком) прямых слогов типа
НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГЭ, ЖУ (без ограничения использования
согласных).
7. Взрослый и дети (ребенок) меняются ролями: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги.
8. Для отгадывания (синтеза) детям предлагаются вместо слогов сначала односложные слова без стечения согласных типа МАК, СОМ, СОН, ДОМ, КОТ, КИТ, ТОК, СОК, СЫР, РОТ, ПОЛ, ЛАК, СУК, ШУМ, СУП, НАШ, ВОТ, ВАШ, ГУЛ, ЗАЛ..., затем используются слова более сложной звуко-слоговой структуры, например: САНИ, КОНИ, РУКА, РУКИ, САДЫ, ДУБЫ, ДОМА...
САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ХАЛАТ, КУСОК, СУДАК, САЛАТ... КОШКА, СУМКА, МЫШКА, САНКИ, ПОЛКА, НОРКА, КИСКА... КРОТ, ДВОР, СТУЛ, СЛОН, ХРАМ, БРАТ, СТОЛ, СТУЛ...
9. Самостоятельное кодирование ребенком (детьми) слов с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры.
Примечание. Использование гласного звука О в безударном положении в упражнении недопустимо (на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции).

Различение твердых и мягких согласных звуков

10.Изолированные мягкие и твердые согласные различаются с помощью жестов: твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак, мягкий - скользящими движениями ладони о ладонь. Взрослый произносит согласный звук - дети изображают его соответствующим жестом. Постепенно количество и темп произносимых звуков увеличивается до 2, 3, 4, 5 и более звуков.
11.Изолированные твердые и мягкие согласные обозначаются не жестами, а значками (графически): твердый огласный - треугольником вершиной вверх, мягкий - вершиной вниз. Взрослый произносит звуки, а дети записывают их на листе бумаги с помощью значков.
12.Различение твердых и мягких согласных в начале слова перед согласными. Взрослый произносит слова, начинающиеся на твердые и мягкие согласные (перед гласными) в произвольном порядке. Дети выделяют первый согласный в слове, определяют, твердый он или мягкий, и изображают его соответствующим жестом.
13.В произносимых взрослым словах надо не только выделить первый согласный и определить, твердый он или мягкий, но и запомнить слова, а затем «записать» их (каждое слово значком или в зависимости от твердости или мягкости первого согласного). Примеры слов: БАНТ, ДЕЛЬФИН, ЛЕБЕДЬ, БУКВЫ, ПОПУ ГАЙ, ТЫКВА, БИНОКЛЬ, ПЕНЬ, ХЕК, ТАНК, ХОБОТ, ТУФЛИ, КОГТИ, МУХА, ТЕЛЕФОН, ЛИПА, ДОМ, ГУБЫ, ФЕН, БИНТ, ДЕТИ, МЕДВЕДЬ, НОТЫ, КАНАТ, КИНО, ДИВАН, БАТОН, ТУМАН, ФИЛИН, ПАВЛИН, ТАПКА, ВАГОН, ФОНТАН, ДУБИНА, БОТЫ, КЕГЛИ, ДУГА, ВЕЛИКАН, ДЫМ, КАБИНЕТ, КИТ, ТАЙНА, ВЕТКА, ВАТА...(Количество слов зависит и изменяется от объема памяти детей).


Не транжирь время из времени сделана жизнь.



Сообщение отредактировал rafinad2007 - Суббота, 24.05.2008, 10:07
 
rafinad2007Дата: Суббота, 24.05.2008, 09:56 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Различение глухих и звонких согласных

14.Изолированные звонкие и глухие согласные различаются с помощью условленных движений: услышав глухой звук, ребенок должен топнуть ногой, звонкий - хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит согласные звуки - дети (ребенок) изображают их соответствующими движениями.
15.Изолированные глухие и звонкие согласные звуки дети изображают не движениями, а значками (графически): глухой согласный - косым крестиком X, звонкий - прямым +.
16.Различение звонких и глухих согласных в начале слова перед гласными. Взрослый произносит слова, а дети изображают их соответствующими движениями (см. упр. 15) в зависимости от первого согласного звука (глухой он или звонкий).
17.Названные взрослым слова надо запомнить и записать графически, обозначив значком X или + в зависимости от того, глухой или звонкий первый согласный в слове (количество слов в зависимости от объема памяти детей может колебаться от 4 до 6 - 8 слов с постепенным увеличением).
18.Услышав глухой согласный звук, нарисовать треугольный флажок, звонкий - квадратный. Для начала диктуются ряды из 2 звуков (П - Б, Б - П, П -П и т. д.). Затем количество звуков в ряду увеличивается до 3,4,5.
19.Диктуются слоги с глухими и звонкими согласными звуками. Начинать работу с 2 слогов, затем количество слогов постепенно увеличивается до 5 (ПА - БА - ПА, ПА - ПА - БА, ПУ - БУ - БУ, ПО - ПО - БО -ПО и т. д.). Слог с глухим согласным - треугольный флажок, со звонким - квадратный. Через некоторое время символы меняются, например, слог с глухим согласным - вертикальная черта, со звонким -горизонтальная.
20.Взрослый произносит слоги на парные звонкие и глухие согласные (П-Б, Д - Т, Г - К, В - Ф, 3 - С, Ж - Ш) звуки. Если ребенок слышит слог с глухим согласным, он его проговаривает несколько раз и во время проговаривания рисует строчку мелкой петелькой, если слышит слог со звонким согласным - мелким штрихом. Аналогичные упражнения используются для различения мягких - твердых согласных, свистящих - шипящих, Р — Л и т. д. Можно чередовать мелкий зигзаг и точки, пунктир и штрих-пунктир и т. д.

Звуковой анализ и кодирование слов

21. У слышав согласный твердый звук - хлопнуть по столу (по колену) правой рукой, мягкий согласный - хлопнуть левой рукой, гласный -обеими. Сначала взрослый произносит по 1 затем по 2 звука.
22.Кодирование простых слов типа МАК, РАК, МИР, РУКА, РУКИ т.п.
23.Подбор слов к заданной схеме.
24.Составление звуковых схем слов из цветных счетных палочек с учетом не только твердости-мягкости, но и глухости-звонкости согласных звуков. Согласный твердый звонкий звук обозначается синей палочкой, расположенной вертикально, согласный твердый глухой синей палочкой, расположенной горизонтально, согласный мягкий звонкий -вертикальной зеленой палочкой, согласный мягкий глухой - зеленой горизонтальной палочкой, гласный звук - наклонной красной палочкой.
25.Подбор слов к заданной схеме.
26.Аналогично выполняется задание графически под диктовку. Сначала взрослый диктует по 1 слову, а затем по 2 - 4 слова. Дети делают звуковой анализ заданных слов и вычерчивают схемы по памяти (количество слов может колебаться в зависимости от объема памяти детей).
27. Детям предъявляются сначала 1, затем 2, 3, 4 карточки с изображенными схемами слов. Время для запоминания 30 секунд. Дети по памяти воспроизводят схемы, затем подбирают к ним слова.
28.*Услышав звонкий согласный твердый звук, тонуть правой ногой, звонкий согласный мягкий - топнуть левой, звонкий согласный твердый - хлопнуть по столу (по колену) правой рукой, звонкий согласный мягкий - левой рукой, гласный хлопнуть в ладоши.
29.* Кодирование простых слов типа МАК, РАК ...
Примечание. Упражнения * выполняют с детьми с достаточным уровнем развития фонема¬тического восприятия, навыков звукового анализа и общей координации движений.
30.Работа по многоступенчатой неявной инструкции. Взрослый дает характеристику слова в виде многоступенчатой, сложной инструкции. Например, 1-й звук в слове негласный, в слове 1 слог, 1 мягкий и 1 твердый согласный звук, в слове нет мягких согласных, 2 слога, последний звук гласный и т.п..
Дети придумывают слова, которые соответствуют заданным условиям и делают звуковой анализ придуманных слов, составляют схемы, используя условные знаки синего, красного, зеленого цвета.

Упражнения для развития тонкой моторики и увеличения скорости письма

1. Стараться без отрыва рисовать мелкую петельку до конца строки.
Отмечать места остановок чертой и замечать время до остановки.
2. Аналогичное задание, только вместо петелек рисуется мелкийзигзаг.
3. По 10 секунд рисовать мелкую петельку и зигзаг (для дошкольников, младших школьников и людей с грубыми нарушениями тонкой моторики по 5 секунд).
4. Аналогично, только чередуются заборчик из вертикальных черточек высотой 2 — 3 мм на расстоянии 1 - 2 мм друг от друга и точки на расстоянии 1-2 мм друг от друга. И черточки, и точки ставятся в течение 10 секунд.
Упражнения для развития зрительного внимания, тонкой моторики и общей координации движений.
5. Для этого упражнения понадобится числовая четырехцветная таблица от 1 до 10. Размер каждой клетки 1,5 X 1,5 см. Ребенку предлагается посчитать по таблице в прямом и обратном порядке числа заданного цвета, отстукивая каждым пальцем поочередно в каждой клетке. Количество ударов соответствует числу в данной
клетке. Задание выполняется сначала ведущей, а затем другой рукой.
6. Для следующего упражнения нужны 2 абсолютно одинаковые таблицы. «Считать» пальцами синхронно (счет прямой и обратный).
7. Следующее упражнение выполняется также на двух одинаковых таблицах, но правая рука «считает» нечетные числа на одной таблице, отстукивая в каждой клетке, а левая - четные на другой
(счет прямой и обратный).
Упражнения для развития способности концентрировать и произвольно переключать зрительное внимание
8. Работа с текстом. В начале текста взрослым помечается определенным способом 2 буквы. Ребенок дольше продолжает работать самостоятельно, выделяя указанные буквы в течение 1 минуты.
9. Выполняется аналогично. Количество букв увеличивается до 3-4.
10.Выполняется аналогично. В процессе работы ребенку предлагается сосчитать те или иные буквы.
11. Вычеркивать в течение 1 минуты согласные буквы, а гласные
подчеркивать или обводить.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.



Сообщение отредактировал rafinad2007 - Суббота, 24.05.2008, 10:02
 
rafinad2007Дата: Суббота, 24.05.2008, 09:56 | Сообщение # 15
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Упражнения для развития тонкой моторики, моторной памяти и увеличения скорости письма у школьников.

12.Диктанты. Диктуется текст медленно и отчетливо. После каждого слова пауза 10 секунд (для младших школьников и людей с грубым нарушением тонкой моторики 5 секунд), во время которой ребенок, не отрывая руки, рисует мелкие петельки. После каждого предложения предлагается закрыть написанное и по памяти воспроизвести предложение целиком.
13.Выполняется аналогично, но вместо мелких петелек рисуется мелкий зигзаг.
14.Аналогично. После каждого слова ставятся точки на расстоянии 1 -2 мм друг от друга.
15.Затем после каждого слова ставятся мелкие вертикальные черточки высотой 2-3 мм на расстоянии 1 -2 мм друг от друга.
16.После того, как с этим заданием ребенок научился справляться, диктуется подобным образом небольшой текст, соответствующий уровню развития ребенка. Затем написанное закрывается. Ребенку предлагается воспроизвести по памяти содержание данного текста.

Упражнения для развития зрительного внимания и зрительной памяти

17.Для выполнения этого упражнения необходима книга с текстами, доступными для ребенка. Переписывание текста с заменой указанных букв на условленные знаки. Сначала таким образом зашифровывается не более 3 букв, затем постепенно количество зашифрованных букв можно увеличивать до 10 и более.
18. Через 1-2 часа восстановление зашифрованного текста по памяти.
19. Переписывание заданного текста с соблюдением условия: каждое второе слово пишется наоборот. Проверяется самостоятельно.
20. Это упражнение выполняется при помощи небольшого орфографического словаря. Ребенок медленно вслух в течение 1 минуты читает слова в словаре. Затем записывает их по памяти в зашифрованном виде (см. упражнение 13).
21. Восстановление записанных зашифрованных слов по памяти через 1-2 дня.
22. Ребенок читает какой-либо простой по содержанию текст, перед каждым словом вставляя «О-ля-ля». После того, как текст прочитан, ребенок пересказывает его близко к тексту и выделяет основную мысль прочитанного отрывка. Для подобной работы лучше всего использовать тексты юмористического содержания.

Упражнения для развития слухового внимания и слуховой памяти

1. Ребенку медленно в течение 1 минуты читаются слова. Затем после одноминутной паузы слова снова медленно зачитываются. Необходимо записать по памяти слова в зашифрованном виде (см. упражнение 13).
2. Через 2 — 3 дня восстановить слова по памяти.
3. Медленно в течение 1 минуты диктуются слова. Через 1-2 минуты слова зачитываются снова. Ребенок должен записать слова по памяти наоборот. Проверяется самостоятельно.
4. Для выполнения этого упражнения понадобятся тексты, соответствующие возрасту и уровню интеллектуального развития данного ребенка. Текст диктуется медленно. Ребенок записывает его в
зашифрованном виде.
5. Через 1-2 дня текст восстановить по памяти.

Развитие способности к концентрации и произвольному переключению внимания Игры-упражнения для развития внимания

1. Для выполнения этого задания можно использовать как текст, так и орфографический словарь. Перепиши слова без первой и последней букв, заменяя их черточками. Через 1-2 дня попробуй восстановить слова, не подглядывая в книгу.
Ошибка - не беда, а еще один шаг к успеху. - _шибк_ - не _ед_, а щ дин а к спех .
2. «Вежливый счет». Числа, которые содержат в своем составе тройку заменять словом «пожалуйста» - 13, 32 и т. д., кратные 3 - словом «спасибо» - 12, 15 и т. д.,
которые и содержат тройку и кратны трем - словами «будьте любезны» -3,30, 33 и т. д.
Использовать это упражнение можно в качестве разминки, паузы. Играть может неограниченное количество участников. И, несмотря на кажущуюся простоту, это игра чрезвычайно полезна для развития внимания.
1, 2, «будьте любезны», 4, 5, «спасибо», 7, 8, «спасибо», 10, 11, «спасибо», «пожалуйста», 14, «спасибо», 16, 17, «спасибо», 19, 20, «спасибо», 22, «пожалуйста», «спасибо», 25, 26, «спасибо», 28, 29, «будьте любезны», «пожалуйста», «пожалуйста», «будьте любезны», «пожалуйста», «пожалуйста», «будьте любезны», «поэ1салуйста», «пожалуйста», «будьте любезны», 40, 41, «спасибо», «пожалуйста», 44 и т.
3. Игра «Алфавит». Играющие в количестве от 1 до бесконечности вспоминают русский алфавит, но вместо букв называют существительные, начинающиеся на соответствующую букву.
Ананас, бокал, ворона, горка, дубина, егоза, ёж, журавль, закат, иней, йод, кольцо, лошадь, магнат, начало, объем, проспект, рассказ, студент, транспорт, удивление, факт, характер, цепкость, честность, шорох, щедрость, Ъ, Ы, Ь, эгоизм, юмор, ясность.
4. Это упражнение аналогично предыдущему (основа для него также алфавит), но в алфавитном порядке называются прилагательные. Это существенно сложнее.
Абрикосовый, бедный, вороной, грубый, добрый, ежиный, ёмкий, жадный, знойный, интересный, йодистый, коварный, легковерный, могучий, напористый, опрометчивый, подземный, роскошный, томный, ушлый, фирменный, хвастливый, царский, чудесный, шикарный, щуплый, Ъ, Ы, Ь, экстренный, юный, яркий.
5. Аналогично в алфавитном порядке нужно придумать глаголы (это и вовсе уж высший пилотаж, интересно, много ли глаголов вам удастся придумать на букву Ё или Й).
Апробировать, бояться, восторгаться, грузить, дышать, егозить, ёрничать, журчать, звенеть, иронизировать, йотировать, канонизировать, лечить, мечтать, напевать, отвергать, простить, разжигать, стеречь, творить, уметь, формировать, химичить, ценить, чудить, шептать, щебетать, Ъ, Ы, Ь, экономить, юлить, язвить.
6. Это упражнение хорошо занимает голову в общественном транспорте, буквально напичканном рекламными плакатами. Найди какое-нибудь слово на одном из них. Составь предложение, количество слов в котором соответствует количеству букв в выбранном слове. Каждое слово предложения начинается на соответствующую букву слова.
ГОРА. Вариант предложения: «Глупец орет, роняя авторитет».
ПИРОГ. Пусть и родители обретут голос.
ССОРА. Солнг\е светит, очень радуя аборигенов.
7. Игра «Да и НЕТ». В игре может принимать участие довольно много народу. По сути, это распространение предложений по цепочке с последующей заменой слов, оканчивающихся на согласный звук словом «Нет», а слова, оканчивающегося на гласный - словом «Да».
В лесу поет соловей. — нет да нет нет. В густом лесу поет соловей. — нет нет да нет нет.В густом лесу заливисто поет соловей. - нет нет да да нет нет. В густом весеннем лесу заливисто поет соловей. — нет нет нет да да нет нет.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.



Сообщение отредактировал rafinad2007 - Суббота, 24.05.2008, 10:05
 
Форум » Логопедия в школе » Дисграфия » Профилактика дисграфии (Пути коррекции дисграфии)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы