Сенсорная алалия
При нормальном развитии
дети, слушая чужую речь, обучаются говорить. Понимать язык ребенок начинает
несколько раньше, чем произносить первые слова. Именно способность понимать то,
что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Некоторые дети, несмотря
на сохранность физического слуха, плохо воспринимают и понимают речь взрослых.
Они не извлекают из речи взрослых того образца, который дает представление о
том, что и как говорить. Что не доходит до слуха, не может попасть в речь. Дети
с неполноценным слуховым восприятием слышат звуки человеческого голоса, но не
понимают, о чем именно говорят. Также и мы не можем понять тех, кто говорит на
незнакомом нам языке.
Алалия, при которой в первую очередь нарушено
понимание речи, и, как следствие, не развивается способность говорить носит
название сенсорная
алалия.
Проявления недостатков понимания речи многообразны. В
более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, воспринимая ее
как шум, не реагируя даже на собственное имя. Задача извлечения из неречевых
шумов полезных для речи признаков оказывается полностью недоступной. В других
случаях ребенок понимает некоторые обиходные слова, но теряет их понимание на
фоне развернутого высказывания. Встречаются дети, которые относительно легко
выполняют простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне
конкретной ситуации. Вообще, конкретная ситуация для детей с сенсорной алалией
имеет большое значение. Дети часто понимают содержание высказываний только в
определенном контексте. Иногда ребенок понимает только одного человека – мать,
педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. Иначе говоря,
речевой слуховой гнозис у детей с сенсорной алалией не формируется или
формируется медленно, дефектно.
|