Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет
место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей
отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение
словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В шестилетнем
возрасте дети-алалики имеют выраженный дефицит языковых средств. При
относительной сохранности понимания обиходно-бытовой лексики они затрудняются
назвать многие предметы и явления, особенно те, которые не несут конкретного
зрительного представления (обобщения, абстрактные понятия, нюансы смысла слова и
др.). Для детей с моторной алалией характерно также стойкое грубое
нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Если в отработанных,
заученных словах, состоящих из 4-5 звуков может не быть ошибок, то новые, даже
более легкие по слоговой структуре слова произносятся искаженно, У детей
с моторной алалией значительны трудности во фразовой и связной речи,
аграмматизмы грубые и стойкие, обучение грамоте происходит с большим
трудом. В произносительном плане дети - алалики, имея нарушенную
моторику, быстро овладевают неречевыми артикуляциями, однако реализовать эти
возможности при произнесении слов не могут. Автоматизация правильного
произношения, а также дифференциация поставленных звуков у таких детей
происходит в значительно более продолжительные сроки.