Пятница
29.03.2024
12:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Обучение чтению - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Родительское собрание » Обучение чтению » Обучение чтению (Учим буквы)
Обучение чтению
ИринаДата: Вторник, 25.12.2007, 19:00 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





На этой страничке, я предлагаю игровые упражнения для обучения детей чтению.
В этих упражнениях развивается фонематический слух, что очень важно для начала обучению грамоте и поможет в дальнейшем без труда определять мягкие, твердые звуки - буквы, глухие, звонкие звуки – буквы, гласные, согласные звуки – буквы. Научит правильно определять сколько звуков и букв в слове, в дальнейшем ребенок избежит ошибок при письме и чтении.
Буквы и звуки учить будем в том порядке, в котором они легче произносятся и усваиваются ребенком.
Следует отличать звуки от букв.
Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Буква – бэ, звук – б; Буква – вэ, звук – в и т.д. Одна буква, но два звука.

Каждое занятие начинать с заданий со звуками, а потом приступать к букве.
Начнем с гласных первого ряда: а, у, о, и, э, ы.
Перед занятием необходимо настроить ребенка на него. Не когда не говорите, давай заниматься. Предложите ребенку поиграть с вами, с буквами.

Для детей в возрасте 3 лет занятие не должно превышать 12-15 мин.
В возрасте 4-5 лет занятие длится 17- 20 мин.
Для детей 6-7 лет 25-30 мин.

В моих занятиях будут как простые, так и долее сложные игровые упражнения. Вы выполняете те, с которыми справляется ребенок.
Вам понадобится: общая тетрадь, три кружочка из цветной бумаги: красный, синий, зеленый, для обозначения гласных, согласных и согласных мягких звуков. Ручка или карандаши.

В своих занятиях буду использовать следующие источники:
"Уникальная методика развития речи дошкольника". Формирование произношения всех звуков русского языка. А. Гирасимова, О Жукова, В. Кузнецова.
Агранович З.Е. "В помощь логопедам и родителям" : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Н.В. Нищева "Системе коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР".
Смирнова Л. Н. "Логопедия в детском саду". Занятия с детьми 4—5; 5-6; 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
"Развитие звуковая культура ручи".

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

Тема открыта для обсуждения.

 
ИринаДата: Вторник, 25.12.2007, 19:01 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Первая неделя. Урок 1. Тем: Звук и буква А

Цель: Вырабатывать способствовать четкому и правильному произношению звука "А" в словах и фразовой речи. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова. Научить узнавать букву А из ряда других букв, Научить писать букву А.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА А
При произнесении звука А:
а) губы в спокойном положении;
б) зубы на расстоянии 1-1,5 см;
в) широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;
д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Знакомство со звуком А.

1. Вы, предлагаете ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук А, произносить его более длительно, чем другие звуки, во всех этих словах и попросите ребенка ответить на вопрос: "Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?"

: а-аааавгуст, а-ааааист, а-аааадрес.

Вы, показывает ребенку артикуляцию звука А, произносите
Горлышко "работает" (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Вы, объясняете ребенку, что звук А — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также букву А.

2. Предложите ребенку внимательно послушать.
- Я буду произносить звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [а].
А, О, У, А, Ы, Э, А, Ю, А, А, И

– Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [а].
МА — ЛО — БУ — РА — ТО — СА — ТИ — ЛА

- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [а].
анис лось роза писк мак лук

3. Вы, просите ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.

4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, - Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)

5. Для детей по старше предложите отгадать загадки:
Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

6. Вы называете ребенку слово, просите определить и обозначить в нем место звука А (начало или конец слова)
Август, аист...; рука, лиса, пила.

7. Дидактическое упражнение "Назови на А" (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук А):
транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...;
фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;
профессии: агроном, астроном, артист...;
имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

8. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.

9. Вы, читаете стихотворение и просите ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвате все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук А.

- Что везешь, Автомашина?
- Все, что есть на букву А:
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

 
ИринаДата: Вторник, 25.12.2007, 19:02 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





10. Знакомство с буквой А.
Показываете печатную букву А

Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков.

- На что еще похожа буква А? дайте подумать и ответить ребенку (На ракету, крышу дома...)

11. Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

12. Напишите в воздухе букву А приговаривая: палка, палка, перекладина. Несколько раз.
Попробуйте написать букву А в тетради или если есть доска, на доске.

13. В тетради красным карандашом или ручкой написать букву А в течении недели вырезайте картинки со звуком А и вклеивайте на страницу с буквой, если ребенок может писать, вырезать, клеить, то пусть он это делает самостоятельно под вашим контролем.
Напишите букву не дописав какой-то элемент, пусть ребенок допишет.

В конце спросите ребенка :
- Какая буква приходила к нам в гости?
- можно ли петь звук Аааа?
- в названии каких слов она есть?

Повесте букву на видное место, пусть ребенок попробует ее разукрасить, так он быстрее ее запомнит.

Удачи.

 
ИринаДата: Среда, 26.12.2007, 21:39 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Вторая неделя Тема № 2. Звук и буква У
Цель: Научить ребенка четко произносить звук [У].
Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
Сформировать понятия «звук», «буква».

1. Знакомство со звуком [У].
Взрослый произносит ребенку слова: утка, уши, улица, удочка. При этом выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Артикуляция звука У
2. Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:а) губы вытянуты вперед трубочкой;
б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;
в) корень языка поднят;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

3. После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

4. Игра для подготовки артикуляционного аппарата для произнесения звука У

Поезд
Поиграйте с ребенком в игру «Поезд». Расставьте по комнате любимые игрушки ребенка и скажите: «Ты — первый вагончик в поезде. Поезд отправляется в путь. Ты должен дать сигнал об отправлении: "У-у-у! У-у-у!"» Если на пути поезда встречаются животные, он тоже дает сигнал.
Эту игру можно повторить несколько раз.

5. Послушай внимательно. Я буду произносить звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [у].
ИЕУАОИОУОИУ

6. Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [у].
МУ — ЛО — ТЕ — РО — СУ — ПА — ВО — ЗУ — ФА

7. Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [у].
уши, мяч, утро, грач, стог, дуб, пир, пух

8. Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.

9. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)

10. Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок отгадывает их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.

Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
-Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

11. Выучить чистоговорки:

У-у-У — губы хоботком тяну.
У-У-У — Дай трубу.
у.у-у - всех детей зову.

12. Упражнения для координации речи с движениями.
Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки... - Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух - Приседает. Е. Благинина

Сидит ворон на дубу - Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

13. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».

У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке. О. Гофман

14. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...); поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);
Провести игры с буквой.

Задание 9. Написать букву У. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Например: улитка, утка, улей.

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 19:50 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Здравствуйте, дорогие мои мамочки, я очень рада вас видеть на моих уроках, и так давайте продолжим.

Тема № 4. Звук и буква О
Коррекционно-развивающие задачи.
Научить четко произносить звук [О].
Научить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции.

1. Знакомство со звуком [О].
Взрослый показывает ребенку картинки или овощи: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).

Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [О]:
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [О]
При артикуляции звука [о]:
а) губы округлены и немного выдвинуты вперед;
б) зубы закрыты округленными губами;
в) язычок лежит на дне ротика;
г) горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.

2. Фонетические упражнения.
"Кукла болеет"
Приготовьте куклу, завяжите ей щеку. Покажите ребенку куклу и скажите, что у нее болят зубки. Кукла плачет. Ей больно. Она жалуется: «О-о-о!» Пусть ребенок повторит за вами: «О-о-о!»
Следите за тем, чтобы ребенок произносил звук [о] на выдохе, длительно.

Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков, кубиков и т.д..

3. Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных).
Стекла — стекло, седла — ..., окна — ..., крылья — ..., перья — ..., колеса — ...
Взрослый просит ребенка назвать одинаковый последний звук во всех образованных словах.

4. Посмотри на картинки. Что на них нарисовано? С какого звука начинаются названия предметов, изображенных на этих картинках?

5. Послушай внимательно. Я буду произносить звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [о].
[align=center]АУОИЕАУОИЕО[/align]

6. Я буду петь звуки один за другим, а ты подпевай только звук [о].
[align=center]У — У — У — О — О — О — И — И — И — О — О — О — Ы — Ы — Ы[/align]

7. Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [о].
[align=center]НО — ПИ — РО — ЛА — ДО — ТИ — СО — ЗУ — БО[/align]

8. Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [о].
[align=center]осень, глаз, ослик, прут, кино, суп, мост, стена.[/align]

9. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить следующие задания:
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выделить звук голосом;
выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить ребенку, что в названии этих предметов звук [О] стоит в середине слова, выделить звук [О] голосом;
вспомнить с ребенком, какие картинки были предложены ему для рассматривания; определить место звука [О] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Звук "О" находиться вначале слова
Звук "О" находиться в середине слова
Звук "О" находиться в конце слова

Для детей до 4 лет, выбрать только те картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова;

10. Игра "Подскажи словечко"
Предложите ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Учите ребенка произносить ударный звук "О" более длительно (сороока, цветоок, коошки, живоотиками, крылоом)
Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока).

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать ... (цветок).

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится ... (кошки).

И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по ... (животикам).

Эй, цыпленок,
Где твой дом?
- Он у мамы
Под ...(крылом).

11. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако)

Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью)

Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Ослик)

12. Выучить чистоговорки:
О-о-о — я надел пальто.
О-о-о — мне тепло.

13. Знакомство с буквой О.
О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может, с нею мы родня?»
О. Гофман

14. На что еще похожа буква О?
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.

15. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [О].

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 19:51 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Тема № 4. Звук и буква И
Цель: Научить четко произносить звук [И].
Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.
Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.

1. Знакомство со звуком [И].
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
губки — «в улыбке»;
зубки сближены, но не сомкнуты;
язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок.

2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:
[align=center]и, п, м, и, и, в, и...[/align]

3. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И]. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука [И] в них и обозначает положение звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка:
[align=center]иволга, игры, ивушка, Ира, имя.[/align]

Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
[align=center]утюги, сапоги, пауки, чулки, замки.[/align]

4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука [И].

5. Выучить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.

6. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

Игры с буквой.
7. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.

 
ИринаДата: Пятница, 28.12.2007, 19:52 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Тема № 5. Звук и буква Ы

Коррекционно-развивающие задачи.
3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.

1. Знакомство со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).


Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

2. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:
- губки не напряжены;
- зубки разомкнуты;
- язычок отодвинут глубоко в ротик;
- горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и обозначением: красный кружок.

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

4. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина слова), используя карточку и красный кружок.

5. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].

7. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я.Аким

8. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].

9. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман

10. На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

11. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков,
дым
1-й звук -Д- согласный, «не поющий звук» синий кружок.
2-й звук -О- гласный, «поющий звук» красный кружок.
3-й звук -М- согласный, «не поющий звук» синий кружок.

12. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

13. Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 13:06 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline

Некотрые дети в школе имеют проблемы с чтением.
Я предлагаю игры с алфавитом.
авторы Стелла БОНДАРЕНКО, Наталья БОРИСЕНКО.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С АЛФАВИТОМ.
Учение с увлечением, для детей 10-11 лет.

1. Вспомните как можно больше ситуаций, в которых вам пригодилось бы знание алфавита. Встречались ли вам случаи, когда нетвердое знание алфавита затрудняло какую-либо работу?

2. Игра «Кто быстрее и правильнее перечислит все буквы алфавита?».
Вариант игры – «Продолжи алфавит» (с какой-нибудь буквы). Особенно плохо люди знают почему-то конец алфавита. Играйте начиная с букв п, у, ч, ь или любой другой.

3. Игра «Найди букву».
Представьте себе, что на любимых вами паззлах напечатаны буквы алфавита. Вот так, по три идущих подряд буквы: абв, зий и др., но средние паззлы куда-то затерялись. Найдите недостающие паззлы в следующих тройках.
х- ... -ч; ё- ... -з; ъ- ... -ь; р- ... -т; ф- ... -ц; щ- ... -ы.
Нарисуйте другие паззлы для этой игры, а затем «соберите» весь алфавит.

4. Поставьте слова в алфавитном порядке. Обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью и т.д. буквы.
Смородина, свинья, сказка, салат, свекла, смех, скатерть, соус.
Внимание: конкурс! Придумайте такой шуточный текст, чтобы в нем были употреблены все слова из этого списка, и притом именно в этом самом порядке. Чем смешнее получится ваш рассказ, тем лучше.

5. Выполните точно такое же упражнение, как и предыдущее, но с другими словами.
Каникулы, кино, крокодил, крючок, книга, кортик, кухня, какао.

6. Внимательно просмотрите весь алфавит. На какие буквы вы можете вспомнить добрые, радостные, приветливые слова? А когда вспомните сколько сможете, попробуйте написать с ними небольшой рассказ или сказку.

7. В типографии рассыпался набор для детской энциклопедии. Сначала догадайтесь, о каких словах на букву а идет речь (вам будут встречаться и нарицательные, и собственные имена существительные). Затем помогите типографским рабочим расположить эти слова по алфавиту. Поскольку все они на одну букву, учитывайте вторые (третьи и т.д.) буквы.
Уникальный континент, на котором водятся сумчатые животные; ледяная гора; область вокруг Северного полюса; стеклянная «квартира» для рыб; цитрусовый плод оранжевого цвета; небольшая гармоника с клавишами, как у пианино; вкусный плод с нежной оранжево-желтой кожицей; датский сказочник; драгоценный камень; полярный исследователь, открывший Южный полюс; очень легкий металл, из которого делают самолеты; материк, расположенный вокруг Южного полюса; буквы, расположенные в определенной последовательности.
Какие из этих слов вызвали у вас орфографические трудности? «Съешьте» их несколько раз глазами, а затем постарайтесь написать под диктовку без ошибок.
Ответ: Австралия, айсберг, Арктика, аквариум, апельсин, аккордеон, абрикос, Андерсен, алмаз, Амундсен, алюминий, Антарктида, алфавит.
Слова по алфавиту: абрикос, Австралия, айсберг, аквариум, аккордеон, алмаз, алфавит, алюминий, Амундсен, Андерсен, Антарктида, апельсин, Арктика.
В копилку слов:
аккордеон
алюминий

8. Прочтите текст. Вместо точек вставьте имя и фамилию знаменитого путешественника, о которм там идет речь.
«Отложи наконец книгу!» – кричала мать ... ... своему пятнадцатилетнему сыну. «Мама, как это было бы чудесно – попасть в страну вечных льдов!» – отвечал ей мальчик. Еще в школе он увлекался описаниями путешествий. Его страстным желанием было стать известным полярным исследователем.
Через четверть века мечта сбылась. Он стал первым человеком на Земле, который достиг Южного полоса.
(Из детской энциклопедии)

О ком этот текст? Озаглавьте его, перепишите. Между какими данными ниже словами вы поместите этот рассказ в энциклопедии?
Америка, Амстердам, антонимы, Андерсен, антилопа.
Ответ: о знаменитом полярном путешественнике Рауле Амундсене.
Словарная статья «Амундсен» будет в энциклопедии между статьями «Амстердам» и «антилопа».

9. Перепишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.
Экзаменатор, материал, необходимость, шоколад, анекдот, впечатление, моментально, большинство, объединение, конструкция.
Два-три слова из этого списка (по вашему выбору) объедините в одном связном предложении или маленьком тексте.
Ответ: анекдот, большинство, впечатление, конструкция, моментально, необходимость, объединение, шоколад, экзаменатор.

10. «Мальчишечье» задание.
Какие вы знаете марки автомобилей? Если у вас есть компьютер, наберите эти слова на клавиатуре, а затем дайте компьютеру команду произвести сортировку по алфавиту. Не забудьте проверить работу машины. Она тоже может ошибаться. Если у вас нет компьютера, то просто расположите названия марок автомобилей по алфавиту.

11. «Девчоночье» задание. Сделайте то же самое, что и в задании для мальчиков, но только придумайте что-нибудь «девчоночье». Одна девочка написала список предметов, необходимых для того, чтобы сделать украшения из бисера: бусины, леска, нитки, иголки, фенечки и т.п. Вы можете последовать ее примеру или придумать свои слова.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
rafinad2007Дата: Суббота, 01.03.2008, 13:07 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 148
Репутация: 8
Статус: Offline
Продолжение игр с алфавитом
12. В вашу школу привезли пачку новых книг. Помогите библиотекарю составить алфавитный список этих книг сначала по фамилиям авторов, а затем по названиям книг. У вас должно получиться два списка. Это нужно библиотекарю для составления каталога.
Книги библиотекарь достает из пачки в таком порядке.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
А.С. Пушкин. «Сказки».
И.А. Крылов. «Басни».
Л.Н. Толстой. «Детство».
М.Твен. «Приключения Тома Сойера».
М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
А.Н. Толстой. «Детство Никиты».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Ж.Верн. «Дети капитана Гранта».
А.Алексин. «Очень страшная история и другие повести».

Читали ли вы книги, которые здесь названы? Какие книги хотите прочитать?
Расскажите об одной из книг, прочитанных вами, на уроке.

13. Подскажите словечко.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека,
Специальный_________ .
Запишите четверостишие.
В копилку слов:
каталог
каталожный

14. Представьте, что вы пришли в библиотеку взять нужные вам книги. Как вы узнаете, есть ли они в библиотеке? Для разговора с библиотекарем вам понадобятся специальные слова. Какие? Может быть, эти:
библиотека, каталог, стеллаж, ...?
Дальше продолжайте сами. Расставьте в словах ударения (стыдно будет в таком учреждении, как библиотека, произносить их неправильно). А потом расположите по алфавиту для составления «книжного» словаря.
Возможный ответ: абонемент, библиографический указатель, библиотека, брошюра, газета, журнал, издательство, картотека, каталог, периодика, пресса, репродукция, стеллаж, читальный зал, формуляр, энциклопедия.
В копилку слов:
абонемент
формуляр

15. Задание не для всех. Если хотите, вы можете сделать свой собственный каталожный ящик для книг из вашей личной библиотеки. Для этого подойдет и коробка из-под обуви. Но сначала нужно завести на каждую книгу «паспорт» и поместить его на отдельную карточку. Вот как это делается.

Велтистов Е.С.
Электроник – мальчик из чемодана: Повесть-фантазия. М., 1986. 126 с.

Рыбаков А.Н.
Кортик. Бронзовая птица. – Повести. – Библиотека приключений и фантастики. Новосибирск, 1999. 432 с.

Правильно составить «книжный паспорт» вам поможет сама книга: в начале или в конце ее приводятся так называемые выходные данные, то есть сведения об авторе, названии, жанре, издательстве, времени и месте издания. Они очень помогают в работе с книгой, особенно если нужно быстро отыскать какую-нибудь книгу в библиотечном каталоге.

16. Задание для всех. Заведите «паспорт» для 2–3 (можно больше) книг из вашей личной библиотеки. См. образец в предыдущем упражнении.

17. В приключенческой повести Анатолия Рыбакова «Кортик» есть один не приключенческий эпизод. Мама велела Мише убраться в книжном шкафу. Миша вначале с неохотой принялся за дело. Но потом вдруг что-то с ним как будто случилось. Прочтите отрывок из главы «Книжный шкаф».
Первыми он поставил два тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Это самые ценные книги. Если иметь все восемьдесят два тома, то и в школу ходить не надо: выучил весь словарь – вот и получил высшее образование.
За Брокгаузом становятся «Мир приключений» в двух томах, собрание сочинений Н.В. Гоголя в одном томе, Толстой – «Детство. Отрочество. Юность». Марк Твен – «Приключения Тома Сойера». А это что? Гм! Чарская... «Княжна Джаваха»... Слезливая девчоночья книга. Только переплет красивый. Нужно выменять ее у Славки на другую...
Вот это книжечки! «Кожаный Чулок», «Всадник без головы», «Восемьдесят тысяч верст под водой», «Похитители бриллиантов»... Ковбои, прерии, индейцы, мустанги...
(По А.Рыбакову)

Захотелось ли вам прочитать Мишины книги? А может быть, вы уже их читали? Некоторые из них даны без указания автора. Обратитесь в библиотеку и найдите эти книги в алфавитном каталоге названий произведений. Для удобства сначала выпишите названия книг по алфавиту (см. последний абзац текста). Так вам будет легче искать.
Что вы можете сказать о Мише как о читателе? Объясните смысл выражения: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».
Ответ: «Похитители бриллиантов» Луи Буссенара, «Восемьдесят тысяч верст под водой» (или «Двадцать тысяч лье под водой») Жюля Верна, «Всадник без головы» Майна Рида, «Кожаный Чулок» Фенимора Купера.

18. Игра. Вы, конечно же, знаете, как играют в города. Один называет, например, город Москву, а другой – город, начинающийся на последнюю букву первого слова, то есть в нашем случае на а, и т.д.
А мы предлагаем вам поиграть в эту игру по-другому. Играйте в города (цветы, деревья, имена, страны и т.п.) на буквы алфавита. Один начинает на а, другой на б, следующий на в и т.д. Играйте в эту игру время от времени на досуге, когда вам захочется. На какие буквы алфавита нет городов? А цветов, деревьев? Проверьте себя.

19. Прочтите веселые стихи.
Африка
Вдоль по жаркой Африке
Бегают жирафики,
Наизусть жирафики
Знают карту Африки –
Как посмотрят сверху вниз:
Вот Марокко, вон Тунис,
Сенегал, Ангола, Гана,
Чад, Нигерия, Гвиана,
Того, Ливия, Заир,
Эфиопия, Алжир,
Конго, Кения, Уганда,
Мавритания, Руанда,
Камерун, Кот-д`Ивуар,
Мозамбик, Нигер, ЮАР,
Вот Либерия и Гамбия,
Танзания и Замбия,
Свазиленд и Сомали,
Джибути, Судан, Мали,
С высоты жирафьей шеи
Видно сразу две Гвинеи.
Вот Ботсвана, вот Габон,
Вот Бенин, Зимбабве вон.
Если б мне могли на час
Шею дать жирафью,
Я бы выучил тотчас
Эту географию.
(А.Усачев)
Задание для любознательных

Возьмите географическую карту и проверьте, все ли страны Африки выучили наизусть жирафики. Какие страны не упоминаются в стихотворении? А вы могли бы посоревноваться с жирафиками и выучить наизусть страны жаркого континента?
А пока расположите названия африканских государств из этого стихотворения по алфавиту. Именно так поступают составители географических атласов. Зачем они это делают, мы думаем, вы знаете.

20. Перепишите текст, подчеркивая «ошибкоопасные» места.
Австралия – уникальный континент. Там растут деревья, которые выше самой высокой колокольни. Там обитают животные, которые носят своих детей в складке кожи на животе – в сумке, а местные жители носят оружие, возвращающееся им в руки после метания. Конечно же, ты знаешь, как называются эти чудеса: эвкалипты, кенгуру и бумеранг. А еще в Австралии есть сумчатые волки и сумчатые медведи, утконосы и коалы, страусы эму и попугаи какаду.
Выпишите из этого текста чудеса Австралии, располагая их в алфавитном порядке. Если вы хотите, дополните «австралийский» список своими примерами. Вы поможете подготовить книгоиздателям путеводитель по этому необыкновенному континенту.

21. Если вы думаете, что чудеса есть только в экзотических странах, то напрасно. Есть они и у нас. Прочитайте словосочетания. Из какой сказочной «области» они прибыли?
Леший, русалка, неведомые дорожки, следы невиданных зверей, избушка на курьих ножках...
Продолжайте дальше. А потом составьте алфавитный список чудес Лукоморья. (В словосочетаниях учитывайте букву первого слова.)

22. Вспомните вступление к поэме Пушкина «Руслан и Людмила» (правильно оно называется «Пролог»). Прочтите его наизусть. Небольшой отрывок из него (а можно и весь «Пролог») подготовьтесь писать по памяти.
Если хотите, нарисуйте Лукоморье таким, каким вы себе его представляете.


Не транжирь время из времени сделана жизнь.

 
Форум » Родительское собрание » Обучение чтению » Обучение чтению (Учим буквы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы