Пятница
29.03.2024
08:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Азбука логопеда
Главная Регистрация Вход
Стихотворно-игровой материал - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Родительское собрание » Игры и игровые упражнения на развитие речи » Стихотворно-игровой материал
Стихотворно-игровой материал
ИринаДата: Среда, 08.10.2008, 23:14 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Гласная сказка
Звуки все мои друзья -
Маленькие гномы,
Им, конечно, знаю я
Не сидится дома.
Не легко порой назвать
Звуки по порядку.
Хочешь все секреты знать?
Открывай тетрадку.

Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за
крылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню - Э».

Вот прошел не день, не два,
Голосок подрос едва.
Вдруг приходит
приглашенье:
У тигренка день рожденья.
- Что ему мне подарить?
Как его благодарить?
Песни-звуки я спою,
Нарисую, подарю.
Только как нарисовать,
Чтобы сразу их узнать?

Буква А - на доме крыша,
О - в стручке горох я вижу,
По ушам ты У узнаешь.
Ы - ты, что детей пугаешь?
Э - эй, буква, не дразнись,
Появляйся, не ленись!

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ.
А теперь в корзинку, братцы,
Залезайте, не толкаться!
Стойте все в одном ряду,
Так я легче вас найду.
С голоском мы песню спели,
Оглянуться не успели,
Ночь спустилась на окно,
Спать пора давным-давно.

Вдруг раздался треск
и гром,
Посветлело, словно днем.
Чудный свет кругом
струится,
Но не греет, не дымится.
Удивился голосок:
«Что за чудо-огонек?»
Смотрит, а на половице
Появилась вдруг Жар-птица.
Перья золотом горят
И сверкают все подряд.
Птица села на корзинку
И тот час ее на спинку
Клювом острым поднимает
И в окошко улетает.

Ветер вслед ее завыл…
Песни голосок забыл.
Стал он ротик открывать,
Стал он звуки вспоминать.
(артикулирует)
АОУЫЭ - молчит,
Ничего не говорит.

Что же делать, как нам быть?
Как нам звуки возвратить?
Чтобы звуки нам спасти,
Нужно их произнести.
Кто сумеет, кто споет,
Звуки верно назовет?
Ты, дружок, глаза закрой,
По порядку песни спой!
Наших звуков ровно пять.
Сможешь их нарисовать?

Голосок повеселел,
Мой подарок уцелел.
У тебя теперь в руке
Звуки прячутся в клубке.
Не порвется нитка вдруг,
Если крикнуть можно звук.
Если долго звук кричит,
То и песенка звучит.
Песня напевается -
Гласной называется.

Вот уж видно над крылечком
Дым спускается колечком,
Дом на горке расписной,
Во дворе народ лесной
Говорит о новостях,
Как положено в гостях.
У тигренка лапы в тесте -
Торт печет он с мамой вместе,
Но подарки принимает,
Никого не забывает,
Голосок благодарит:
- Где подарок? - говорит.
- Слушай песенку мою,
Звуки я тебе спою.
Звуки прячутся в клубке,
Ты держи его в руке.
Если долго звук кричит,
То и песенка звучит.
Песня напевается -
Гласной называется.
Слушай, я спою тебе
А, О, У, А, У, Ы, Э.

Дети звуки все назвали,
Их тебе нарисовали.
Пусть теперь лесной народ
Эти песенки поет.
Тема занятия «Звук [и], буква и»
Крошка Тигр сказал:
«Спасибо,
Спел ты песенку красиво.
Только гласные твои
Загрустят без буквы и».

Гласный Ы тревожится,
Рассердилась рожица.
Там, где и встречается,
Ротик улыбается.

Тигр с Мышонком в мяч играли,
Им по полу ударяли.
Бросил Тигр, кричит: «Лови!»
Мяч подпрыгнул буквой и.

Написание буквы и. От Тигра: сверху вниз к полу, ударился мяч - поставить точку, из точки вправо вверх, под потолок, ударился мяч - поставить точку, вниз к Мышонку. Краткий алгоритм: от Тигра, под потолок, к Мышонку.

Постарался голосок,
Песню с и исполнить смог.
Ну и ты не отставай,
Эти буквы прочитай.
А теперь давай играть,
ы на и в словах менять.
Звуки удивляются:
«Как же смысл меняется!»
Дима дерево пилил,
Миша веником пылил,
Диме нужно не забыть
Гвоздь для вешалки забить.
Размотал котенок нить,
Мишин братик начал ныть.
Во дворе стояли вилы,
Две вороны гнезда вили.
Ты дощечку отпили
Сделать ручку для пилы.
До чего тигренок мил,
Он вчера посуду мыл.

Звери звуками играют,
К именам их подбирают.
В слове гласные лови,
А поймаешь - назови.
Буквы-звуки в ряд построй,
По порядку их пропой.

Паук, ослик, аист, иволга, улитка, удод, утконос, эму, панда, волк, лиса, пингвин, лось, суслик, гусь, кабан, мишка, мышь, павлин, барсук.
А теперь, мой друг, молчок,
Приготовь свой кулачок.
Гласный и лови рукой,
Если в слове есть такой.
Логопед выделяет звук и голосом в словах, просит детей так же выделить его, пропеть слова, в которых услышан звук [и].
Ох! Беда! Пока играли,
Вещи в комнате пропали.
Этот дед лесовичок
Их припрятал в сундучок.
Предлагается сравнить картинки, различающиеся количеством одних и тех же предметов.
Как предметы нам вернуть?
Мы подумали чуть-чуть.
Пропищал звучонок И:
«На картинку посмотри
И количество предметов
Вместе с словом измени».
Дети называют множественное число существительных, выделяя голосом последний гласный, например: пила - пилы, веник - веники, гриб - грибы, зонт - зонты, подушка - подушки. Для развития фонематического восприятия рекомендуется давать слова-«ловушки», например «окно - окна».
И и Ы нам пригодились,
Все подарки возвратились.

Буквы звуками запели.
Вот обрадовались звери!
Стали песни напевать
И Тигренка поздравлять.

А теперь без промедленья
Будем ставить ударенье.
А найти его, мой друг,
Помогает гласный звук.
Нам с тобой услышать важно,
Где же он поет протяжно:
В первом слоге, во втором,
Если слово позовем.

Плакса А грустит бедняжка:
Заблудился в слове чашка.
Не печалься, гласный наш,
Ударенье в слоге чаш.

О разохался немножко:
Он ударный в слове кошка.
«Скучно утром одному», -
Проворчал ударный У.
В слове тыква, мыло, мышь
Ы ударным ты услышь.

И еще запомни ясно:
Звук ударный - только
гласный.
В слове лыжи, например,
Не ударна буква л.
Невозможно отгадать,
Как согласный прочитать.
Кто расскажет нам с тобой,
Добрый братик или злой?

Всем ответить поспешу,
Букву рядом напишу.
Только гласный даст ответ,
Как читается сосед.

В гости Я зовет соседа,
Т согласный - непоседа,
Ходит в гости вечерком,
Угощается чайком.
Буква Я его встречает,
Пирогами угощает,
Разговор ведет шутя.
Этот слог читаем ТЯ.

Буква А к гостям сурова,
Прогоняет их из дома:
«Уходи-ка в домик свой!»
В слоге ТА согласный злой.

А теперь скорей ответь,
Как согласный должен петь?
Дети рисуют доброе или злое «лицо» у символов согласных звуков в квадратиках перед гласными буквами; определяют их характер, прочитав слоги.
Доставай карандаши,
Букву нужную пиши.

Здесь нужно записать, например, разговор животных и предметов буквами того цвета, который обозначает характер звуков в слогах. Разговор воды и барашка: «кап» - «бе»; разговор кошки и коровы: «мяу» - «му».

Вот однажды не от скуки
Стали спорить наши звуки.
Кто из них в словах важней,
Разберемся поскорей.
Если гласные убрать,
Слово трудно прочитать,
А согласных тронешь, вмиг
Превратится слово в крик.
Смысл теряется всегда -
Это главная беда.

Так что звуки по порядку
Будем мы ловить в тетрадку.
Чтобы легче было нам,
Их поселим по слогам.

Гласный в лодочке
с согласным
Обозначим синий с красным.
Гласный в слове находи
И к согласному веди.
Друг за другом точно в ряд
Слоги в слове состоят.
Поменяй-ка их местами,
Что случится со словами?

В мышеловку я ловлюсь,
Если в слове появлюсь.
Слоги в слове переставь,
На пруду меня оставь. (Мышка - камыш.)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

В лесной глуши люблю
я жить,
Похож на поросенка тенью,
Изменишь слово, сохранить
Смогу компоты и варенье. (Кабан - банка.)

Если буквы поменять,
Смысл меняется опять.
Ну-ка, кто из вас прочтет
Слово задом наперед?
Я к мышке подкрадусь.
Я по проволоке мчусь.

Сопеть умею я.
Спишь и видишь ты меня.

Можно буквы переставить,
Слово новое составить.

Могу поднять тяжелый груз,
Могу врагов отважно
встретить.
Изменишь слово - притаюсь,
Чтобы охотник не заметил. (Сила - лиса.)

Составляем предложенье
Из предмета и движенья.
Пусть подружатся сперва
В предложении слова.
Будут правильно звучать,
Что случилось сообщать.
Слово кот в тетради злится,
Но мышонок не боится.

- Кот и кот, а что потом?
Я давно знаком с котом.
Что же делает предмет?
Сообщите свой ответ.
Сообщаем: лает кот,
Роет он подземный ход,
Строит хатки у пруда,
Ест малину иногда,
Молоко из блюдца пьет,
Крошки хлебные клюет.

Наш мышонок рассмеялся:
Кот чудной в тетрадь
забрался.
Предложенья огорчились:
«Мы старались, мы учились,
Помоги скорее нам
Все расставить по местам».

Автор: Головина Н.Ю., учитель-логопед Центра развития ребенка «Ромашка», г. Химки Московской обл. Журнал: "Логопед"

 
ИринаДата: Среда, 08.10.2008, 23:35 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

***
Вчера был очень сильный
ветер,
Он поломал большие ветки.
Они дорожки перекрыли,
Их утром люди обходили.
ВОПРОСЫ
 Почему утром люди не могли пройти по дороге?
 Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?
***
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
Поэтому к концу недели
Цветочки все завяли.
ВОПРОСЫ
 Почему завяли цветы?
 Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?
***
Переход подземный рядом,
Светофор вдали стоит,
Только Пете их не надо -
Под машины он бежит.
Едет «Волга» очень быстро,
Трудно ей затормозить.
И - пожалуйста - таксистом
Петя был, конечно, сбит.
ВОПРОСЫ
 Почему Петю сбил таксист?
 Почему «Волга» не смогла затормозить?
 Что должен был сделать Петя, чтобы не попасть под машину?
***
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
Пошла на улицу Наташа
Без шапки, шарфа,
нараспашку.
И вот теперь моя Наташа
Лежит в тепле, хрипит
и кашляет.
ВОПРОСЫ
 Почему Наташа заболела?
 Как надо одеваться в мороз?
***
Маша ест одни конфеты,
Шоколадки, пастилу.
Лучше них для Маши нету -
Не уступит никому.
А недавно у Марии
Зуб ужасно заболел.
Плачет девочка в бессилье:
Ела сладкое зачем?
ВОПРОСЫ
 Почему у Маши заболели зубы?
 Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
 Какие продукты полезны для зубов?
 Какие продукты вредны для зубов?
***
Дети во дворе качались.
Высоко летят качели.
Руки Витины разжались,
Вверх качели полетели.
С них в песок свалился он.
Слышен только Витин стон.
ВОПРОСЫ
 Почему Витя упал?
 Какие правила надо соблюдать, когда качаешься на качелях?
***
Мальчик маму не послушал,
Долго бегал он по лужам.
Как же он не осторожен!
Догадаться нам не сложно,
Что промок он и простужен
И не хочет больше в лужу.
ВОПРОСЫ
 Почему мальчик заболел?
 Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?
 Чем можно пораниться в луже?
***
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром все белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
ВОПРОСЫ
 Почему утром все стало белым-бело?
 Что засыпал снег?
 Почему хорошо, когда зима снежная?
***
Ночь и день пушистый снег
засыпал дороги.
Ни проехать, ни пройти люди
здесь не могут.
Вышли дворники, машины,
чтоб заносы убирать,
Чтоб машины на дорогах
перестали застревать.
ВОПРОСЫ
 Почему машины не могли проехать?
 Почему люди не могли пройти?
 Как решили эту проблему?
 Какие машины убирают снег?
 Кто расчищает тротуары?
***
Саша драться любит очень,
обижает всех подряд.
В детском садике ребята с ним
играть и не хотят.
Не хотят на день рожденья
Сашу в гости приглашать,
Не хотят с ним поделиться,
слова доброго сказать.
ВОПРОСЫ
 Почему дети не хотят играть с Сашей?
 Почему не приглашают его на день рождения?
 Почему не хотят с Сашей ничем делиться?
 Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?
***
Своего щенка Андрюша
покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин
загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился,
он щеночка пожалел:
Накормил его сметаной,
и щенок повеселел.
ВОПРОСЫ
 Почему щенок заболел?
 Почему мальчик огорчился?
 Как надо ухаживать за животными?
***
В горах туристы заблудились,
От страха громко закричали.
Вдруг сверху камни
покатились.
Чего туристы те не знали?
ВОПРОСЫ
 Почему в горах начался камнепад?
 Почему нельзя громко кричать в горах?
 Что нужно было сделать туристам?
***
Пришла весна, и птицы
прилетели,
Птенцов пора им снова
заводить.
Совьют они себе гнездо,
чтоб, как обычно,
Туда свои яички отложить.
ВОПРОСЫ
 Почему прилетели птицы с юга?
 Почему стали строить гнезда?
 Где и почему строят гнезда птицы?
 Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?
***
Осень. Холодно. Нет
больше мошек.
Насекомые оцепенели.
Птицам нечего есть, и они
спозаранку
В стае клином на юг
поскорей полетели.
ВОПРОСЫ
 Почему птицы улетели на юг?
 Почему исчезли насекомые?
 Что происходит с насекомыми осенью?
 Почему птицы на юг улетают большими стаями?
***
Наступила весна, и подул
южный ветер.
Солнце светит все ярче,
припекает сильней.
Тают быстро сугробы, и ручьи,
словно реки,
Все становятся шире и бегут
все быстрей.
ВОПРОСЫ
 Почему стали таять сугробы?
 Почему подул южный ветер?
 Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?
***
Мальчик дома развлекался,
Спичкой чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
не заметил ее он.
Так сгорел от этой спички
деревянный, старый дом.
ВОПРОСЫ
 Почему сгорел дом?
 Почему нельзя играть со спичками детям?
 Как надо обращаться с огнеопасными предметами?
***
Осень пришла, стали ночи
длиннее.
Света, тепла не хватает
деревьям.
Листья желтеют, ах -
опадают!
Дети по листьям шуршащим
шагают.
ВОПРОСЫ
 Почему опадают листья с деревьев?
 Почему листья желтеют, краснеют осенью?
 Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?
***
Дружно таяли снега,
Затопили все луга,
Сильно разлилась река
И закрыла берега.
ВОПРОСЫ
 Почему разлилась река?
 Почему затопились луга?
 Почему снега стали дружно таять?
***
Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делил ни с кем конфеты
и игрушки не давал.
Сам все ел, играл в игрушки
и себе все забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и дружить.
Жадиной его прозвали:
Очень трудно с Колей жить.
ВОПРОСЫ
 Почему дети прозвали Колю жадиной?
 Почему дети перестали делиться с Колей?
 Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?
***
Один пузатый здоровяк
Съел десять булок натощак.
Запил все булки молоком,
Съел курицу одним куском.
Затем барашка он поджарил
И тоже в рот его отправил.
Раздулся здоровяк, как шар.
Обжору тут хватил удар!
ВОПРОСЫ
 Почему здоровяка хватил удар?
 Почему нельзя сразу есть много пищи?
 Почему вредно есть столько булок?
 Почему пищу нужно тщательно пережевывать?
***
Облака, как паруса, мчит
их ветер, гонит.
Если много облаков, будет
точно дождик.
Ну, а если облака как перо
Жар-птицы,
Будет солнышко с утра,
защебечут птицы.
А столкнутся лоб об лоб, в тучу
превратятся,
И тогда грохочет гром -
это тучи злятся.
ВОПРОСЫ
 Почему облака передвигаются?
 Что будет, если на небе очень много облаков?
 Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?
 Что происходит, когда облака собираются в тучи?
***
Ночью дождик сильно лил
И всю землю намочил.
Утром солнце встало рано,
Посмотрело сверху вниз:
«Что с землею за ночь стало?
Вот удача, вот сюрприз!»
Сто зеркал внизу лежали
И на солнышке сияли.
Отражались в них деревья,
и прекрасные цветы,
Фонари, дома, заборы -
всем хватило красоты.
Солнцу лужи-зеркала
очень приглянулись.
И от всей души оно жарко
улыбнулось.
От такой улыбки лужи сразу
изменились
И к обеду, обмелев, вовсе
испарились.
ВОПРОСЫ
 Почему утром на земле образовались лужи?
 Почему в лужах все отражается?
 Почему к обеду лужи испарились?
***
Вниз головой висит сосулька, от солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
то платьице ушьет свое.
Придет мороз, и затвердеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет, упадет.
ВОПРОСЫ
 Почему сосулька висит вниз головой?
 Почему тает сосулька?
 Почему ночью она подрастает и становится толще?
 Почему сосулька может упасть?
 Что может случиться, если упадет большая сосулька?
***
Проказник ветер прилетел,
Густой листвой зашелестел.
Подул немного посильней
И ветки закачал быстрей.
Совсем плутишка разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес.
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы.
Тогда шалить он перестал,
И лес спокойным сразу стал.
ВОПРОСЫ
 Какой по силе ветер шелестит листвой?
 Почему закачались ветки?
 Почему стали качаться стволы?
 Целый лес?
 Почему ветер перестал дуть?
***
Вчера были лужи, сегодня -
мороз.
Он всюду повесил сосульки
из слез.
Он талые лужи в каток
превратил
И всю обстановку совсем
изменил.
ВОПРОСЫ
 Почему после оттепели появились сосульки?
 Почему лужи превратились в каток?
***
Все лето не было дождя.
Трава вся пожелтела,
Потрескалась кругом земля,
И листья облетели.
ВОПРОСЫ
 Почему пожелтела трава и облетели листья?
 Почему потрескалась земля?
 Что еще может случиться в засушливое лето?
***
В лесу туристы были,
Костер не затушили.
Затлела рядышком трава,
деревья загорелись.
И вот пылает целый лес,
и головешки тлеют.
ВОПРОСЫ
 Для чего туристы развели костер?
 По чьей вине загорелся лес?
 Что не сделали туристы?
 Какие правила поведения в лесу вы знаете?
***
Целая улица разноцветных
зонтов -
Все спешат домой.
Дождь льет с неба
и с крыш домов -
Вот он вредный какой.
ВОПРОСЫ
 Почему люди раскрыли зонты?
 Почему они спешат домой?
 Почему в дождь льется вода с крыш?
***
В песочнице играли дети.
Но вдруг подул сильнейший
ветер.
Глаза запорошил песком,
Игрушки разбросал кругом.
ВОПРОСЫ
 Почему песок попал детям в глаза?
 Почему игрушки оказались разбросанными?
 Что нужно сделать, если песок попал в глаза?
 Когда песок попадает в глаза даже без ветра?
***
За обедом дети вдруг
Стали спорить громко вслух.
Подавился хлебом Вася
И издать не может звук.
ВОПРОСЫ
 Почему Вася подавился?
 Почему нельзя разговаривать, когда ешь?
 Как надо вести себя за обедом?

Источник материала: журнал: "Логопед"

 
ИринаДата: Суббота, 06.12.2008, 23:51 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Доскажи словечко.

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)

С неба всё скользят пушинки
Серебристые …(снежинки)

Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)

Рядом снежная фигурка
Это девочка …(снегурка)

На снегу-то посмотри
С красной грудкой …(снегири)

Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил …(снег)

Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами, играя, прохладный … (ручеек).

А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая …(река).

Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную грозовую … (тучу).

Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался…. (дождик).

 
Форум » Родительское собрание » Игры и игровые упражнения на развитие речи » Стихотворно-игровой материал
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Рейтинг Сайтов YandeG Каталог сайтов iLinks.RU Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! Gougle.Ru Рейтинг wcatalog.net.ru - Все для веб-мастера, полезные сервисы