Автоматизация звука в специально
составленных текстах насыщенных данным звуком
В заключение звук
автоматизируется в специально составленных текстах, которые насыщены этим
звуком, что требует от ребёнка постоянной сосредоточенности на правильном его
произнёсении и в то же время обеспечивает достаточное для автоматизации
количество повторений.
Спокойно спит
сосна в лесу,
И спрятал
снег её красу.
Снег до
весны сосну хранит,
Пускай сосна
спокойно спит.
И
только после последовательного «прохождения» всех рассмотренных этапов
автоматизации звука мы можем рассчитывать на то, что ребёнок сможет свободно
пользоваться этим звуком в обычной разговорной речи
На
этапе автоматизации из речевого материала обязательно исключаются все
артикуляторно и акустически близкие звуки. Например, при автоматизации звука С в
подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других
свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине здесь берутся слова типа
СУМКА, СОМ, ВЕСЫ, ВЕСНА и не допускается употребление слов типа СУШКА, СВЕЧА,
ПЕСЕЦ, СТУЖА. Лучше в этих случаях не использовать и слова с артикуляторно
сложным (хотя и «не похожим» на С) звуком Р, поскольку он также может
произноситься ребёнком дефектно. По этой причине в предлагаемом нами речевом
материале на автоматизацию свистящих и шипящих звуков все слова и фразы со
звуком Р помещены в самом конце каждого небольшого раздела. Эти слова и фразы
можно предлагать только тем детям, которые правильно произносят этот
звук.
Такой «облегчённый» речевой материал
позволяет ребёнку всё свое внимание сосредоточить только на вновь воспитываемом
звуке. Этот звук лучше сразу связать с буквой, что очень важно для правильного
письма (особенно если звук не искажался, а заменялся каким-то другим).
Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе.
На
этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки
звука, работа с любыми звуками проводится однотипно, независимо от причины
нарушения звукопроизношения и самого характера дефекта. Эта одинаковость подхода
объясняется тем, что у ребёнка уже имеется нормальный звук, какими бы разными
путями он ни был получен. А это значит, что любой вновь воспитанный звук
остаётся лишь автоматизировать в речи, начиная со слогов и отдельных слов и
заканчивая обычной разговорной речью.
Автоматизацию звука можно считать
законченной только после того, как ребёнок привыкнет свободно употреблять новый
звук в своей повседневной речи и полностью перестанет воспроизводить прежнюю
дефектную артикуляцию. На это приходится обратить особое внимание родителей,
поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, так
и не употребляют его в своей речи. Чаще всего это происходит из-за
преждевременного прекращения логопедических занятий, что случается в основном по
вине родителей. Именно по этой причине к логопедам нередко обращаются уже
взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но
так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.
Помощь логопеду со стороны родителей на
этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом
прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с
автоматизируемым звуком в целях контроля за правильностью его звучания. В
дальнейшем необходим точно такой же постоянный контроль над речью ребёнка в
обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз
исправлять, то есть просить ребёнка ещё раз, но уже правильно повторить то же
самое слово. Этим будет обеспечена полная автоматизация звука при одновременном
сокращении сроков логопедической работы.
В
случаях искажённого звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно
и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребёнок
произносил звук Р «картаво» или С «межзубно» и не смешивал эти звуки с другими,
то очень мало вероятности, что он вдруг начнёт их смешивать после
коррекции.
Совсем иначе обстоит дело при звуковых
заменах, когда, к примеру, звук Ш не искажается, а заменяется звуком С. Даже
устранённые звуковые замены обычно ещё долго дают о себе знать в виде смешения
ребёнком звуков в своей речи (типа КОШКА ПОЙМАЛА МЫСКУ). Такие смешения нужно
обязательно устранить не только ради правильности устной речи ребёнка, но и для
предупреждения у него неизбежных однотипных ошибок на письме. Поэтому при
звуковых заменах обязателен третий этап работы над коррекцией звукопроизношения
— этап дифференциации смешиваемых звуков
Переход к этапу дифференциации возможен
только после полной автоматизации вновь поставленного звука.
назад
|